Второе дыхание (фильм, 2008)
Содержание:
«Второе дыхание»[править | править код]
Физиологические изменения, происходящие в организме при выполнении мышечной деятельности
«Второе дыхание» — это физиологический эффект, который проявляется значительным увеличением физической работоспособности после сильного утомления на фоне выполнения интенсивной нагрузки. Например во время марафона, «второе дыхание» открывается на второй половине дистанции и к моменту финиша.
Данный феномен чаще характерен для нетренированных людей, тогда как у профессиональных атлетов второго дыхания практически не наблюдается, поскольку молочная кислота быстро разрушается и мышцы не «закисляются» на начальном этапе нагрузки.
Почему открывается «второе дыхание»?править | править код
Дыхание представляет собой процесс непрерывного обмена веществ между организмом и внешней средой посредством вдоха и выдоха. Энергетические процессы при обычном дыхании протекают с участием кислорода (аэробный тип дыхания). Между тем при физических нагрузках, особенно циклических движениях, повторяющихся в одном темпе — бег, ходьба, катание на коньках, лыжах и т. п. , энергетические процессы могут протекать и без участия кислорода (анаэробный тип дыхания), при этом организм работает как бы в долг. Спортсмену при беге на стометровку требуется 7 литров кислорода, а успевает вдохнуть он всего лишь 0,3-0,5 литра. Несмотря на увеличившуюся частоту дыхания, учащение сердечной деятельности, организм за такое короткое время обеспечить потребность в кислороде не в силах и поэтому переключается на бескислородное дыхание (анаэробное), работая в «долг», который возмещается через какое-то время после прекращения нагрузки одышкой и сердцебиением.
«Мертвая точка» и «второе дыхание»править | править код
Через несколько минут после начала напряженной и продолжительной работы часто возникает период дискомфорта: боли в ногах, усиление одышки (невозможность глубоко вдохнуть), сердцебиение, это особое состояние называют «мертвая точка». Чрезмерно интенсивное начало работы повышает вероятность появления такого состояния.
Признаки состояния «мертвой точки»:
- частое поверхностное дыхание;
- большой вентиляционный эквивалент кислорода;
- высокая ЧСС;
- снижение рН крови;
- значительное потоотделение.
Преодоление временного состояния «мертвой точки» требует больших волевых усилий. Если работа продолжается, то сменяется чувством внезапного облегчения. Где чаще всего появляется нормальное дыхание. Поэтому состояние, сменяющее «мертвую точку», называют «вторым дыханием». Чем интенсивнее работа, тем раньше наступает «второе дыхание».
«Второе дыхание» и подготовленные спортсменыправить | править код
У подготовленного спортсмена большинство работающих при определенной нагрузке мышечных волокон — окислительного типа, т.е. мышечное волокно содержит огромное количество митохондрий. В итоге у таких людей весь лактат и все ионы водорода почти мгновенно перерабатываются в митохондриях для образования энергии. Такой подготовленный спортсмен может производить работу выбранной мощности без усталости так долго, насколько хватит запасов энергии (глюкозы, гликогена и жиров).
Поэтому стоит понимать что «второе дыхание» – это сигнал о плохой подготовке мышц к выполнению возложенных на них нагрузок.
Молекулярные основыправить | править код
Во время физической нагрузки значительно увеличивается работа мышц. Основным источником энергии для мышечной ткани является окисление глюкозы (гликолиз). В обычных условиях окисление глюкозы происходит с участием кислорода (аэробный гликолиз). В интенсивно работающих скелетных мышцах, в условиях ограниченного доступа кислорода, включается анаэробное окисление во время которого пируват (пировиноградная кислота) превращается в лактат (молочную кислоту) без потребления кислорода. Именно накопление молочной кислоты даёт клиническую картину усталости, боль и жжение в мышцах.
В условиях недостатка кислорода в эритроцитах образуется побочный продукт гликолиза — 2,3-бисфосфоглицерат (БФГ). Присоединяясь к гемоглобину, БФГ ослабляет его связь с кислородом (О2). В центре тетрамерной молекулы гемоглобина есть полость, образованная аминокислотными остатками всех четырёх протомеров. Центральная полость — место присоединения 2,3-бисфосфоглицерата. Присоединения БФГ вызывает конформационные изменения структуры гемоглобина, что в свою очередь способствует диссоциации кислорода из оксигемоглобина и переходу его в ткани. Увеличенный приток кислорода к мышцам переводит анаэробный гликолиз в аэробный, что «сжигает» молочную кислоту в .
Причины, вызывающие появление второго дыхания
Второе дыхание
Дыхание – присуще только живым организмам. Процесс газообмена с внешней средой у них протекает постоянно. Физиологи выделяют аэробное и анаэробное дыхание. Для осуществления первого типа, нужен кислород, второе, наоборот, протекает без него.
Обычно снабжает мышцы энергией – глюкоза. Процесс её окисления (гликолиз) протекает с использованием кислорода.
Анаэробное дыхание «открывается» в процессе циклических физических нагрузок, то есть при многократно повторяемых движениях в едином ритме (при езде на велосипеде, беге, ходьбе и так далее) при их выполнении организму трудно обеспечивать себя кислородом, для этого он учащает частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Однако это не всегда способно возместить недостаток кислорода. Поэтому организм вынужден переходить на другой вид дыхания, со сниженным потреблением кислорода. Интенсивная работа скелетных мышц, в таких условиях, включает анаэробный процесс окисления. В результате сложных биохимических реакций происходит преобразование молочной кислоты в пировиноградную.
Если темп физической работы остаётся прежним, в организме накапливается молочная кислота, что проявляется тахикардией, одышкой и мышечными болями.
Затем наступает состояние, именуемое «мёртвой точкой».
Признаки, характерные для «мёртвой точки»
- Меняется кислотно-щелочной показатель крови (РН).
- Сердечные сокращения и пульс учащаются.
- Потоотделение резко усиливается.
Для преодоления такого состояния нужно продолжать двигаться в прежнем темпе, в таком случае, напряжение организма сменяется облегчением – открывается «второе дыхание». При этом чем больше сил забирает действие, тем чувство облегчения наступает раньше.
Основное о втором дыхании
Возникновение второго дыхания во время физической нагрузки, говорит о плохой подготовке человека к предстоящей нагрузке. Ошибочно думать, что возникновение анаэробного типа дыхания, говорит о высоком уровне подготовки спортсменов. Хорошо подготовленный организм человека не нуждается в таком типе дыхания.
Работа мышц с максимальной нагрузкой, не всегда вызывает наступление второго дыхания. Причина этого в том, что работа заканчивается прежде, чем успевают включиться дополнительные силы. Также интенсивные движения отвлекают нервные центры, мешая правильно оценить ситуацию.
Чтобы предупредить возникновение «мёртвой точки» нужно соблюдать некоторые условия:
- постепенно повышать степень тренированности;
- тщательно выполнять разминку;
- правильно распределять нагрузку (энергичный старт может стать причиной возникновения «мёртвой точки»).
- на тренировках должны учить правильному волевому преодолению «мёртвых точек». Не допустимо, снижать интенсивность нагрузки – это вынужденная крайность.
Новичкам при появлении болевых ощущений в животе, допускается снизить темп. Если боль усиливается или не стихает, нужно прекратить тренировку и срочно обратиться в медпункт.
Особо важна перед соревнованиями или интенсивными тренировками – качественная разминка. В этом случае кровь из депо (печени и селезёнки) будет наполнять кровоток постепенно.
Правильно дышать очень важно! Это тренирует мозг правильно выполнять функцию регулятора работы внутренних органов и кровеносной системы
Сюжет
Гюстав Менда по кличке Старый Гю (Лино Вентура) после шестнадцати лет «отсидки» сбежал из тюрьмы. Гю хорошо известен в преступном мире благодаря своему мужеству и стойкости перед лицом опасности. Вскоре после побега он приходит к вдове своего старого друга Симон «Мануш» (Кристин Фабрега). У Мануш, её телохранителя Альбана (Мишель Константен) и их друзей есть небольшой бар в Париже. Незадолго до появления Гю Мануш и Альбан попали в неприятную историю — в их заведение нагрянули бандиты, посланные Джо Риччи (Марсель Боццуффи), который в своё время подставил Гю, и в перестрелке погиб их компаньон Жак. Гю появляется как раз вовремя: не сумев завершить начатое в баре, двое убийц появились на квартире Мануш, и если бы не Гю, то в лесу через пару дней нашли бы тела его друзей, а не киллеров Риччи.
По пятам Гю идёт полиция, и Мануш с Альбаном вначале прячут его недалеко от Парижа, а затем помогают ему перебраться в Марсель, где Гю может спокойно отсидеться, а затем скрыться в Италии. Но у Гю совсем нет средств для бегства из Франции и тем более для жизни в другой стране. Тем временем новость о том, что Гю на свободе, распространяется в преступном мире. Джо Риччи, его брат Поль и ещё пара авантюристов получают наводку и замышляют дерзкое преступление — ограбление фургона, перевозящего полтонны платины. Они приглашают в дело Орлоффа (Пьер Зиммер), но тот отказывается, так как по плану необходимо убить двух мотоциклистов, полицейских сопровождения. Но из дела Орлофф не уходит, он заявляет, что знает подходящего человека, которому наверняка нужны деньги и который без колебаний пойдёт на «мокрое» дело. Речь идёт о Гю, и тот принимает предложение. Операция проходит удачно, Гю выполняет свою часть работы — убивает одного из мотоциклистов, сообщники делят добычу. Тем временем комиссар Бло (Поль Мёрисс) продолжает преследование Гю. Комиссар хитростью заманивает беглого преступника в ловушку, Гю невольно выдаёт своего друга Поля Риччи, и их обоих задерживают. В тюрьме их пытают, однако оба отказываются назвать имена сообщников и указать тайники с добычей. Но хитрый комиссар через СМИ ловко распускает слух, что Гю сдал Поля, а теперь они оба готовы сдать и остальных.
Тем временем Джо Риччи под видом «благородной мести» за Поля манипулирует оставшимися на свободе сообщниками, стремясь в итоге получить долю добычи своего брата. Гю же вновь убегает из тюрьмы, чтобы вернуть своё доброе имя, доказать, что он не «стукач», а заодно вступиться за честь Поля и поквитаться с Джо.
«Мертвая точка» и «второе дыхание»
Любому человеку, знакомому с этим явлением, известен тот факт, что дождаться его возникновения трудно. Длительная мышечная работа провоцирует понижением работоспособности и создает ощущение абсолютного изнеможения. Дискомфорт в ногах и руках, уменьшение объема легких, тахикардия – все эти признаки характерны для спортивной работы с чрезмерно интенсивным началом.
«Второе дыхание» у бегунов и других категорий спортсменов открывается после прохождения «мертвой точки» — пиковой изнуряющей фазы, создающей впечатление, что все физические возможности исчерпаны. Опознать его можно по характерным симптомам:
- поверхностное дыхание с увеличенной частотой;
- повышенное потоотделение;
- снижение ph-уровня крови;
- уменьшение показателей кислорода в клетках.
Факты
Фильм планировалось снимать ещё в 1964 году со следующим актёрским составом:
- Серж Реджани — Гю
- Симона Синьоре — Мануш
- Лино Вентура — комиссар Бло
- Жорж Маршаль — Орлофф
- Роже Ани — Джо Риччи
- Раймон Пелегрен — Поль Риччи
Контракты были уже подписаны, но затем съёмка была оставлена из-за финансовых трудностей. Работа над фильмом возобновилась только через два года, и в итоге из первоначального актёрского состава остались только Лино Вентура (получил роль главного героя взамен роли его антагониста) и Раймон Пелегрен (сохранил свою роль).
- «Мануш» — не фамилия героини, а её кличка в блатном мире; в переводе означает «цыганка». Видимо, переводчиков фильма смутило, что её играет блондинка. В книге даётся объяснение, что кличку Симона получила в молодости за любовь к ярким цветастым платьям.
- В фильме «хорошего» из братьев Риччи зовут Поль, тогда как в книге его имя Вентура. Можно предположить, что имя заменили из-за его совпадения с фамилией Лино Вентуры, игравшего роль Старика Гю.
- В 2007 году режиссёром Аленом Корно была поставлена новая одноимённая экранизация романа Хосе Джованни c Даниэлем Отёйем и Моникой Беллуччи в главных ролях.
«Второе дыхание» — что это?
Стопроцентно точного научного обоснования этого явления не существует. Врачи имеют лишь примерное представление о том, что такое «второе дыхание» в спорте. Его физиологическая природа проявляется в следующем:
- Во время напряженной нагрузки всех мышц и дыхательной системы тела наступает выраженное утомление и снижается тонус.
- Спустя временной промежуток от 3 до 5 минут после появления усталости она неожиданно заменяется легкостью в движениях – это чувство описывают люди, столкнувшиеся с ним при ответе на вопрос, что значит «второе дыхание».
- После прекращения спортивной тренировки усталость возвращается, а мышцы вновь расслабляются.
Значение фильма
Фильм «Второе дыхание» знаменует переход между двумя большими периодами в творчестве Жан-Пьера Мельвиля. В этой картине Мельвиль начинает отходить от классических форм художественного кино и оставляет зрителю довольно много пространства для фантазии. Если психологические портреты персонажей выписаны ещё весьма детально, то событийный ряд содержит много пробелов. Многие факты из прошлого героев даются одной фразой, намёком. По сути фильм предстаёт вырванным куском из жизни Гю и остальных героев истории. Следует отметить, что такая недоговорённость присутствует в первоисточнике — романе Джованни, которому Мельвиль точно следует.
Мельвиль сознательно жертвует некоторой частью реализма, чтобы показать собственное видение жанра криминального боевика
На него оказала влияние традиция американского жанрового кино (вестерны, фильмы ужасов), в котором предыстория персонажей и их характеры часто остаются нераскрытыми, важно только действие, происходящее здесь и сейчас. Но, с другой стороны, от приёмов европейского кино, с обязательным изображением психологических портретов героев, Мельвиль не отказывается, являя своеобразный кинематографический сплав традиций двух киношкол.
В формальном плане «Второе дыхание» ещё не достигает тех высот схематизма, которые будут продемонстрированы режиссёром в «Самурае» () и «Полицейском» (), но подчёркнутая нищета некоторых планов и пейзажей уже очевидна.
В картине прослеживаются темы, которые станут постоянными в последующих работах Мельвиля:
— несколько сюжетных линий развиваются с ускорением и всё возрастающим напряжением, пересекаясь в точке кульминации, определяющей судьбу главных героев;
— связь между побегом и искуплением, движущая сила сюжета фильма «Армия теней» (1969);
— роль полицейского, полностью внешняя по отношению к основному действию фильма, служащая лишь индикатором и катализатором судьбы преступников;
— роль женщины, на которой пересекаются судьбы главных героев-мужчин и которая прикладывает все возможные усилия, чтобы им помочь, но не может ничего изменить.
Что такое второе дыхание
Тот факт, что второе дыхание не наблюдается у подготовленных спортсменов, говорит о том, что всё дело в плохой подготовленности работающих мышц.
Посмотрим, что происходит при плохой подготовке.
Плохо подготовленный человек (например, бегун) имеет много гликолитических мышечных волокон (о типах мышечных волокон смотреть статью Типы мышечных волокон).
Гликолитические мышечные волокна крайне быстро закисляются ионами водорода – сильнейшим веществом, сходным по воздействию с такими кислотами, как соляная кислота или царская водка.
Для поддержания высокого темпа плохо подготовленный человек включает в работу большое количество гликолитических мышечных волокон, что очень быстро вызывает закисление не только в работающих мышцах, но и во всем организме.
Человек начинает страдать и мучиться от крайне тяжелого общего физиологического состояния.
Волей-неволей, приходится снижать темп работы, т.к. закислившиеся мышцы уже не могут поддерживать выбранный темп.
Одновременно со снижением темпа, организм начинает потихоньку перерабатывать побочные продукты закисления: ионы водорода и лактат. Их начинают потреблять митохондрии сердечной мышцы, диафрагмы и окислительных мышечных волокон работающих мышц.Как только уровень общего закисления организма достигнет приемлемых величин, общее утомление и плохое самочувствие отступают. Возникает эффект «второго дыхания», который на практике представляет собой равновесие между выработкой и потреблением продуктов закисления, образующихся от проводимой работы.
В ролях
- Пётр Красилов — Павел Макаров, бывший сержант спецназа ВДВ
- Екатерина Климова — капитан Александра Бахтеева
- Денис Никифоров — сержант Анатолий Павлов («Седой»)
- Максим Щёголев — рядовой Юрий Юльев («Слон»)
- Никита Емшанов — рядовой Сергей Коньшин
- Роман Агеев — майор Стрижко
- Александр Наумов — полковник Обухов
- Александр Тютин — генерал-майор Королёв
- Всеволод Шиловский — Драч, криминальный антиквар
- Владимир Юматов — Сиренко «Серый», главарь банды
- Вячеслав Гришечкин — заказчик
- Вадим Андреев — подполковник милиции
- Вячеслав Шалевич — камео
- Ольга Хохлова — культработник
- Игорь Старосельцев — Михаил Анатольевич Кашин, полковник-военком
- Сахат Дурсунов — чеченский боевик
- Илья Барабанов — ППСник
- Александр Соловьёв — Бабкин
- Александр Голубков — Полуянов
Сюжет
Это рассказ о молодых ребятах, за плечами которых воинская служба, о поступках, которые их характеризуют как настоящих мужчин, храбрых, смелых и инициативных людей.
На службе все 4 главных героя проходят суровые испытания на полосе препятствий, их там не жалеют, из них делают настоящих мужчин и бойцов. Ребята не нравятся друг другу, потому что у каждого разный характер, но постепенно они превращаются в сильный, слаженный коллектив.
Главный герой этого фильма Павел Макаров (Пётр Красилов), вернувшись из армии, стал заниматься съёмками дешёвых рекламных роликов, а в свободное от работы время проводит в бурных вечеринках. Проснувшись после очередного веселья, он обнаруживает рядом с собой незнакомую девушку, которая оказалась дочерью местного авторитета. Она предлагает Павлу жениться на ней, но он ей отвечает отказом. У героя начинаются крупные неприятности, потому что эта девушка не привыкла слышать слово нет. Спасаясь от неприятностей, Павел соглашается на то, от чего долго отказывался — служить контрактником. В части, в которой стал служить Павел, служит военный психолог — капитан Бахтеева (Екатерина Климова). У Павла к ней возникает симпатия, но чтобы добиться взаимности, ему придётся пересмотреть жизненные ценности и из циника превратиться в настоящего, сильного мужчину, который готов пожертвовать своей жизнью ради другого.
Павла назначают командиром диверсионной группы и её отправляют на выполнение учебного задания. Оно для этой группы станет реальным, настоящем испытанием — группа столкнётся с вооружёнными преступниками. Солдаты — контрактники, у которых в оружии всего лишь холостые патроны, будут вынуждены вступить в неравную схватку с бандитами: обезоружить врага, вернуть украденные государственные ценности, хранившиеся со времён Великой Отечественной войны. А Павлу Макарову предстоит ещё и спасти любимую — капитана Бахтееву.