Реферат: значение гимнастики в физическом воспитании

Содержание:

Общеразвивающая гимнастика

Универсальные гимнастические упражнения характеризуются укрепляющими движениями, которые оказывают комплексное действие на весь организм. Заниматься гимнастикой могут и дети, и пожилые люди, так как она не требует особой физической подготовки. Виды гимнастических упражнений различной сложности могут выполняться как без предметов, так и с применением снарядов.

Комплекс упражнений без предметов

Упражнения без предметов – самый доступный и удобный вариант так как существует свобода действий. Заниматься можно в спортивном зале, на свежем воздухе, в домашней обстановке. В качестве нагрузки выступает собственный вес.

Комплекс упражнений гимнастики без предметов:

  1. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. Поднимаем поочередно руки вверх через стороны.
  2. Исходное положение то же. Руки на пояс. Делаем наклоны вперед и назад.
  3. Круговые вращения туловища по часовой и против часовой стрелки.
  4. Из положения стоя делаем глубокое приседание. Возвращаясь, поднимаем поочередно колени правой и левой ног, прижимая к груди.
  5. Лечь на спину, ноги вытянуть. Поднять под углом 45 градусов. Выполняем упражнение «Ножницы».
  6. Исходное положение то же. Выполняем упражнение, имитируя езду на велосипеде.
  7. Встать на четвереньки. Попеременно выгибать и прогибать спину, как кошка.

При выполнении упражнений не следует сбивать дыхание.

Упражнения с гимнастической палкой

Разнообразить занятия и усилить эффект можно с помощью гимнастической палки – снаряда длиной 120 см. Он помогает максимально накачать плечевые, спинные и грудные мышцы, разработать суставы, связки. Можно выполнять упражнения по скручиванию позвоночника. Для этого нужно стать ровно, немного расставить ноги, снаряд зафиксировать за спиной на локтевых сгибах. Совершать движения вправо, влево.

Упражнения с гимнастическим роликом

Для того чтобы накачать мышцы, получить их красивый контур и избавиться от лишнего веса и неэстетичных жировых отложений, можно использовать простейший тренажер – гимнастический ролик. Он представляет собой колесо, надетое на ось рукоятки. Простейшее упражнение для начинающих: встать на колени, взяться за рукоятки, руки прямые. Медленно катить ролик вперед, пока туловище не окажется параллельным полу. Затем сделать движения в обратном порядке. Если человек обладает хорошей спортивной формой, упражнение выполняют из положения лежа, делая упор на носки.

Занятия с гимнастической скамейкой

Упражнения с гимнастической скамейкой позволяют воздействовать на различные группы мышц, улучшают подвижность суставов, гибкость позвоночника. Весомые аргументы в пользу таких упражнений – их доступность, эмоциональность. Их хорошо использовать для занятий в группе. Это не только развивает физически, но и воспитывает чувство коллективизма.

Упражнения для начала

Упражнения гимнастические для тех, кто не имеет физической подготовки. Сначала их стоит делать с опорой (стул, спинка кровати т.д.). Когда мышцы окрепнут, то от опоры можно будет отказаться.

  1. Выпады вперед сначала на одну ногу, затем на другую. Задней ногой касаться пола.
  2. Широко расставить ноги. Выполнять приседания вбок, перенося тяжесть то на одну, то на другую ногу.
  3. Руки на спинке стула. Подняться на носки, ногу отвести вперед и делать ей круги. Повторить упражнение с другой ноги.
  4. Поставить ноги на ширине плеч. Правая рука вверх. Наклоняться в сторону, касаясь левой рукой колена. Сделать упражнение в другую сторону.

Отжимания от пола тренируют грудную мышцу. Для того чтобы выполнять упражнение правильно, попробуйте отжимания от спинки стула или кровати.

Общеразвивающая гимнастика для детей

Польза спорта очевидна, потому приучать организм к нагрузкам следует с малых лет. Общеразвивающие упражнения начинают проводить с детьми с рождения. Это укрепляет не только мышечный скелет, иммунитет, но и способствует правильному развитию. Делать утреннюю гимнастику приучают детей и в детском саду. Физкультминутки в школе позволяют детям снять напряжение и восстановить концентрацию.

Терминология исходных положений

Исходные положения стоя

Положение ног- Основная стойка — пятки вместе, носки слегка развернуты- Стойка ступни параллельно — ноги слегка расставлены (на ширину ступни), ступни параллельно- Стойка ноги врозь — ноги расставлены на ширину ступни, шага; носки слегка развернуты.- Стойка ноги на ширине плеч — ноги расставлены на ширину плеч; носки слегка развернуты.- Стойка ноги шире плеч — ноги широко расставлены, носки слегка развернуты.- Стойка ноги слегка расставлены (для детей младшего возраста) — ноги на ширине ступни, положение стоп произвольное.- Стойка правая (левая) нога вперед — ноги на ширине ступни, шага; носки слегка развернуты; правая (левая) нога впереди.- Стойка ноги сомкнуты — носки и пятки вместе.- Стойка ноги скрестно — одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги; ступни параллельны на расстоянии 10-15 см.- Стойка на коленях — колени, голени и носки опираются о пол, носки вытянуты, руки вниз.- Стойка на правом (левом) колене — одна нога коленом, голенью и носком опирается о пол, другая выставлена вперед, согнута в колене, ступня на полу; бедро опорной ноги и голень выставленной вперед перпендикулярны полу.- Стойка в упоре на коленях — тело опирается на ноги, согнутые в коленях и кисти рук, голени и носки опираются о пол,носки вытянуты, голова вперед

Положение рук (указывается по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве — стоя, сидя, лежа и т.п.)- Руки вперед — прямые руки подняты на высоту и ширину плеч, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу.- Руки вперед — кверху — руки расположены под углом 45 градусов к описанному положению- Руки вверх — прямые руки подняты вверх на ширину плеч, ладони обращены внутрь.- Руки в стороны — прямые руки подняты на высоту плеч,слегка отведены назад, ладони обращены вниз.- Руки в стороны — книзу — руки под углом 45 градусов к описанному положению.- Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед; локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение.- Руки назад — прямые руки отведены назад до отказа на ширину плеч, ладони внутрь.- Руки перед грудью — согнутые в локтевых суставах руки подняты так, чтобы кисти были продолжением предплечья; ладони обращены книзу; локти на высоте плеч- Руки за голову — согнутые руки расположены так, что пальцы касаются затылка; локти отведены назад, ладони обращены вперед.- Руки к плечам — согнутые в локтевых суставах руки, касаются пальцами середины отведенных назад плеч, локти у туловища.- Руки перед собой — согнутые руки находятся на высоте плеч, одно предплечье над другим; кисти рук могут быть согнуты в кулак.- Руки за спину — согнутые в локтевых суставах руки обхватывают предплечья, касаясь спины- Руки за спину, кисти в замок — руки слегка согнуты в локтях, кисти соединены, повернуты ладонями наружу.- Руки за спину, кисть на кисть — руки на спине слегка согнуты в локтях, кисть на кисти, нижняя держит верхнюю

Исходные положения сидя

Положение ног

— Сидя ноги вперед — сидя, ноги прямые сомкнуты; носки оттянуты, слегка развернуты, положение рук указывается дополнительно.- Сидя ноги врозь — ноги прямые разведены; носки оттянуты, слегка развернуты- Сидя ноги согнуты — ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу.- Сидя ноги скрестно (по турецки) — ноги согнуты в коленях, одна перед другой.- Сидя на пятках— голени и носки опираются о пол; носки повернуты внутрь; ягодицы на пятках; туловище вертикально- Сидя (сед) на скамейке продольно — сесть на скамейку спиной к длинной стороне, ноги согнуты в коленях, ступни на полу; положение рук указывается дополнительно.- Сидя (сед) на скамейке поперечно — сесть на скамейку верхом, ноги согнуты в коленях, ступни на полу; положение рук указывается дополнительно.

Положение рук в исходном положении сидя может быть таким же, как в исходном положении стоя — руки на пояс, руки за спину, за голову и др. Кроме того есть ряд специфических положений.

— Руки на бедрах — руки слегка согнуты в локтях, кисти свободно лежат на бедрах, локти отведены назад.- Упор сзади — опора на кисти, поставленные сзади (пальцы вперед, назад, в стороны).- Упор сбоку — опора на кисти, поставленные с двух сторон, пальцы могут быть расставлены

Исходное положение лежа

— Лежа на спине — ноги прямые, сомкнуты, носки слегка развернуты, руки лежат вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо; иное положение рук указывается дополнительно.- Лежа на животе — ноги прямые, сомкнуты, руки согнуты в локтях, ладони перед собой на полу одна на другой; иное положение рук указывается дополнительно.- Лежа на правом (левом) боку — положение с опорой на один бок, ноги прямые, сомкнуты, руки вверх.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

 

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки

На третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ

На втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания.

Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками

Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.
 
      Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, — помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи!

Гимнастика для детей младшей группы

Зарядка для самых маленьких проводится в течение года ежедневно, её продолжительность составляет не более 5 минут

Цель утренней гимнастики в младшей группе – переключить внимание детишек на совместную деятельность. Необходимо понимать, что организованные упражнения внедрить для малышей довольно сложно, потому что в этом возрасте малыши часто сбиваются и не успевают за другими

Поэтому гимнастика здесь состоит из трёх занятий: это ходьба, бег и подскоки.

Сначала нужно добиться внимания детей. Для этого следует дать им задание в виде кратковременной ходьбы, которую необходимо чередовать с медленным бегом и построением. Отличным решением будет образование круга. Здесь уже можно приступать к упражнениям для укрепления мышц и конечностей.

Конечно, не нужно сильно нагружать малышей, достаточно будет нескольких минут занятий

Во время упражнений обязательно следует использовать игровой элемент, который поможет завоевать внимание ребёнка

Картотека для детского сада

В картотеке детского сада всегда много вариаций утренней гимнастики. Тематические, ориентированные на конкретный возраст комплексы упражнений детям нравятся, они выполняют их с удовольствием.

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей младшей группы

Комплекс «Солнышко»

Начинается гимнастика со стихотворения:

(После этих слов ребята строятся в шеренги для выполнения упражнений).

(Дети маршируют).

(Дети маршируют в колонне).

(Строятся для выполнения упражнений).

Первое упражнение: «Куда спряталось солнышко»

(Упражнение выполняется так: поднимаются плечи и опускаются).

Второе упражнение: дети делают повороты корпусом вправо и влево

Третье упражнение: дети делают приседания, вытянув руки

Четвертое упражнение: тянуться вверх, подняв руки

Пятое упражнение: прыжки на месте

Шестое упражнение: ходьба

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей средней группы

Комплекс «Зарядка для зайки»

Первое упражнение: ходьба на месте

Второе упражнение:  поднимать колени, шагая

Третье упражнение: бег

Четвертое упражнение: ходьба

Пятое упражнение: упражнения с обручем. Обруч поднимают, движение корпусом влево и вправо

Шестое упражнение: держа обруч, делать наклоны

Ходьба на месте

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей старшей группы

Комплекс «На огородных грядках»

Первое упражнение – «Собираем фрукты»

Исходное положение – стойка. Первое действие – Ребята стоят, вытянув руки перед собой. Второе действие – Поднимаются на носочки. Третье действие – исходная позиция.

Второе упражнение – «Капуста»

Исходное положение – дети сидят «по-турецки». Первое действие – руки на пояс. Второе действие – поворот корпусом в одну сторону. Третье действие – поворот корпусов в другую сторону. Четвертое действие – вернуться в начальную позицию.

Третье упражнение – «Веселый кабачок»

Исходное положение – дети лежат на спинет. Руки при этом положены за голову. Первое действие – дети поворачивается на один бок. Второе действие – дети поворачиваются на другой бок. Третье действие – дети возвращаются в исходное положение.

Четвертое упражнение – «Яблочки»

Исходное положение – на спине. Первое действие – обнять руками согнутые колени. Второе и третье действия – раскачивание вперед и назад. Эти действия повторяются несколько раз. Потом ребенок возвращается в исходное положение.

Пятое упражнение – «Морковка»

Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Второе действие – наклониться вперед. Действие третье – руки тянуть к носкам. Действие четвертое – распрямиться, вернуться в исходное положение.

Шестое упражнение: «Дотянись до вишенки»

Исходное положение – стойка. Первое действие – руки на пояс. Второе действие – прыжок. Третье действие – ходьба. Четвертое действие – прыжок. Пятое действие – ходьба.

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей подготовительной группы

Комплекс «Веселая зарядка»

Первое упражнение: ходьба

Идет чередование с пятки на носок, потом подскоки, потом бег на носочках, потом просто ходьба

Второе упражнение: «потягушки», руки тянуть вверх

Третье упражнение: ноги поставить на ширину плеч, перекатываться с пятки на носок и обратно 

Четвертое упражнение: приседания

Пятое упражнение: лечь на спину, руками, садясь, достать носки кончиками пальцев рук

Шестое упражнение: дети строятся, потом бег, ходьба, дыхательная гимнастика 

Рефлексия проведения утренней зарядки

Утренняя гимнастика – это не просто набор упражнений, не просто набор команд и заданий

Ребенок, выполняя команды и повторяя упражнения, должен понимать всю важность зарядки. Зачем он ее делает, зачем нужны те или иные упражнения и почему важно выполнять их правильно

Правильная походка, правильная осанка, как нужно ставить стопы – все это необходимо для здоровья ребенка.

Перед гимнастикой помещение обязательно проветривают, в нем проводят влажную уборку.

В ходе проведения упражнений воспитатель следит за качеством выполнения команд, устраняет ошибки. Большая помощь в этом – словесный метод, особенно если идет работа с маленькими детьми. Обязательно должна быть похвала ребенку, который старается выполнять требования. В процессе гимнастики воспитатель нередко использует счет, помогая детям держать ритм. Для поддержания детского интереса нужно периодически то замедлять темп, то ускорять. Это необходимо делать, потому что дети не выдерживают монотонности. В конце гимнастики обязательно должны быть дыхательные упражнения.

После гимнастики дети чувствуют прилив бодрости, повышается настроение. С таким хорошим настроем дети начинают день в детском саду, у них появляется желание узнавать что-то новое, интересное. А начало положила правильно организованная утренняя гимнастика.

Принцип несложного начала

Для детей утренняя зарядка должна стать непременным атрибутом начала дня, таким же привычным, как умывание, чистка зубов. Помочь организму проснуться, насытить его клетки кислородом — значит создать хорошее настроение на несколько часов вперед. Делать упражнения нужно натощак (это требование не только восточных, но и западных методик).

Врачи-педиатры считают, что ребенка можно приучать к физкультуре с двухлетнего возраста. Конечно, утренняя зарядка для малышей должна быть наиболее простой, не нести больших нагрузок. В противном случае ребенок быстро разочаруется в идее, а переубедить его очень сложно.

Для самых маленьких деток подойдут обычные, естественные движения:

  1. Ходьба на месте длительностью до 1 минуты. Поочередно — прямой ступней, на пятках, на носочках, на внешней и внутренней стороне ступни.
  2. От 4 до 8 наклонов вперед, назад, вправо и влево. Это же количество действий используется и в других упражнениях.
  3. Приседания. Спину нужно держать прямо, это полезно для формирования правильной осанки.
  4. Подпрыгивания из положения стоя.
  5. Круговые движения руками: правой, левой, а затем обеими.
  6. Поднятие ног до соединения с ладонями (левой к правой и наоборот).
  7. Отжимания от стенки.
  8. Упор локтями в пол при расставленных ногах в положении сидя.
  9. Головные наклоны в каждую сторону.
  10. Медленный марш на месте с высоко поднятыми коленями.
  11. Поднятие рук вверх на вдохе, опускание вниз с небольшим наклоном на выдохе. Это первые элементы дыхательной гимнастики.

Утренняя зарядка для детей 1-3 лет

Watch this video on YouTube

Подготовка к детскому саду

Простейшая утренняя разминка для детей — один из шагов по подготовке малышей к детскому саду. Даже минимальная привычка к двигательной активности пойдет на пользу, ребенок не будет чувствовать себя в коллективе белой вороной. В 3−3,5 года домашний комплекс можно усложнить.

К уже известным упражнениям следует добавить:

  1. Прыжки на каждой ноге поочередно. Теперь упражнения делаются не менее 8, но и не более 12 раз, если только они не исполняются на время.
  2. Выпрыгивания из сидячего положения с выбросом рук вверх.
  3. Отжимания от тумбы или пола.
  4. Бег на месте или по кругу.
  5. Наклоны с касаниями пола кончиками пальцев обеих рук, а также одной и другой, противоположных ног.
  6. Наклоны вперед к сомкнутым ногам, а затем к расставленным в положении сидя.
  7. При хорошей растяжке — шпагат. Если он не получается полностью, можно начать с частичного.
  8. Прыжки со скакалкой.
  9. Кручение обруча (мальчикам это тоже полезно).
  10. Вращение верхней части туловища в одну и другую сторону (по часовой стрелке и наоборот).
  11. Зашагивание на подставку, скамейку.
  12. В финале, поднимая руки и вдыхая, вышагивать вперед, на выдохе и при опускании рук возвращаться в обычное положение.

В саду, как правило, физкультуре сопутствует музыка. Чтобы лучше подготовить малыша, дома тоже нужно включать сопровождение. Мелодии могут быть разными, но должны отличаться задором, активной ритмичностью, а не усыплять ребенка.

Огородники комплекс утренней гимнастики для детей младшей группы

Watch this video on YouTube

Вводная часть утренней гимнастики

Задачами вводной части гимнастики являются организация внимания детей, а также легкая разминка и подготовка к выполнению общеразвивающих упражнений.

Как правило, при традиционной форме утренней гимнастики вводная часть включает в себя строевые упражнения: различные построения (в колонну, в шеренгу, в круг), перестроения (из одной колоны в две, из двух в четыре и т.д.), повороты, смыкания и размыкания (приставными шагами в сторону), а также ходьбу (на носках, с различным положением рук, с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)и бег (друг за другом, врассыпную).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector