Двигательными умениями и навыками принято называть… развитие двигательных навыков у детей

Понятие формирования и развития двигательного навыка

Двигательный навык – это определенная степень владения движениями, при условии автоматизации их выполнения. При этом осуществляется минимальный контроль сознания за выполняемыми действиями, так как оно направлено исключительно на контроль над узловыми компонентами каждого элемента: восприятием окружающей обстановки и конечным результатом. Понятие «двигательный навык» заключается, например, в сосредоточении внимания на контроле над скоростью при беге или изменением рельефа при передвижении с помощью лыж. Определяющей и ценной особенностью двигательного навыка является автоматизация управления движениями

Сознание при этом освобождается от надобности постоянного контроля над деталями, что позволяет заострить внимание на результате и условии выполняемых действий

Развитие двигательных навыков зависит от следующих факторов:

  • одаренности – наличия способностей к определенным видам деятельности;
  • двигательного опыта – обладания определенными знаниями;
  • возраста человека – в детском возрасте освоение движений происходит гораздо быстрее;
  • координации – сложная техника движения требует больше времени на обучение;
  • профессиональных навыков преподавателя;
  • уровня осознанности, активности и наличия мотивации у ученика.

Двигательный навык – это высшая ступень овладения действиями, которая имеет важность в физкультурно-спортивной, учебной, бытовой и трудовой деятельности. Приобретенные возможности могут сохраняться довольно длительное время (на протяжении нескольких лет)

Это подтверждается тем, что люди, прекратившие заниматься спортом, могут через несколько лет в точности воспроизвести технику спортивных действий.

Характеристика умения

Двигательное умение — это, прежде всего большая образовательная ценность, потому как оно обладает главным – активацией творческого мышления, направленной на синтез и анализ каждого движения. С точки зрения физического воспитания умения преследуют различные цели. С одной стороны, они доводят до навыков при необходимости достижения совершенной техники владения действиями. С другой стороны, выработка двигательных умений возможна и без перехода в навыки впоследствии. В этом случае они являются вспомогательным фактором. Например, для усвоения материала школьной программы по физической культуре достаточно усвоения начальных знаний.

Таким образом, умение – это совершенствование двигательных действий, которое при многократном повторении стимулирует активизацию их выполнения. Данный процесс является не чем иным, как переходом умения в навык. Этого можно достичь только при условии постоянного уточнения и корректирования движений. Результатом является устойчивость и слитность каждого выполняемого элемента, а, главное, появление автоматизированного характера управления движением.

Существует две разновидности двигательного умения:

  • первый вид выражается в осуществлении целостной активности;
  • второй вид подразумевает выполнение отдельных, различных по структуре и сложности движений.

Целостная двигательная деятельность связана напрямую с необходимостью принятия решений спонтанно, например, во время игры или борьбы.

Выполнение раздельных движений, различных по сложности и структуре, постепенно переходит в навык. Данный процесс сопровождается развитием действий со знанием первоначальной техники выполнения, что приводит к постепенному совершенствованию умений. Заученные до автоматизма движения представляют собой большую дидактическую ценность, потому как формируются вследствие активного участия обучаемого и приучают к анализу сущности поставленных задач. Материал любой составленной программы должен осваиваться на уровне умений, так как они являются не только полезными, но и необходимыми.

В дальнейшем процессе освоения двигательных действий на уровне умения с обязательным увеличением числа повторений, запоминания каждого элемента и действия осуществляется более прочно. По мере заучивания и освоения умение постепенно переходит в навык.

2.4.1. Двигательные умения и навыки.

Details
Hits: 78816

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон — физическое образование, под которым понима­ется «системное освоение человеком рациональных способов уп­равления своими движениями, приобретение таким путем необ­ходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и свя­занных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос­ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако­номерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И нако­нец, учащихся обучают технике двигательных действий, необхо­димых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Характерными признаками двигательного умения являются:

– Управление движениями происходит неавтоматизировано.

– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

– Невысокая быстрота выполнения действия.

– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

– Неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов.

– Нестабильность результатов действия.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случа­ев материал школьной программы по физической культуре может быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен­ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достига­ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результа­те появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык — это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия: восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия

Так, занимающиеся сосредоточи­вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах — на изменении рельефа

 

Рис. 2.4. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (Мазниченко, 1984).

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким видам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мас­терства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

  • < Prev
  • Next >

Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного анализатора[править | править код]

Оснащение: кистевой и становой динамометры.

Ход работы

Из числа студентов выбирают четыре-пять испытуемых, одного регистратора величины усилий, секретаря для ведения протокола исследований.

Испытуемые вначале по очереди сжимают с максимальной силой кистевой динамометр или растягивают становой динамометр. Затем каждый из испытуемых выполняет под зрительным контролем усилия, составляющее 25 % максимального. В следующих трех-четырех попытках испытуемые стараются воспроизвести такое усилие без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до их сведения. Затем испытуемые воспроизводят усилие 50 % максимального под зрительным контролем. После этого в трех-четырех попытках проверяют их способность к воспроизведению данного усилия без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до сведения испытуемого.

Полученные данные вносят в таблицу 23, делают выводы.

Таблица 23 — Величины заданных и действительных усилий при сжимании исследуемыми кистевого (растягивании станового) динамометра

Испытуемый

25% максимального усилия

Величина действительного усилия

50% максимального усилия

Величина действительного усилия

1-я

попытка

2-я

попытка

3-я

попытка

1-я

попытка

2-я

попытка

3-я

попытка

Оснащение: секундомер, велоэргометр.

Ход работы

Из числа студентов выбирают двух-трех испытуемых, регистратора времени и регистратора темпа движений, секретаря для ведения протокола исследования.

В первой части опыта испытуемые по очереди из положения стоя, ноги на ширине плеч медленно (в течение 10 с по секундомеру) выполняют (под контролем регистратора времени) наклоны туловища в стороны (1 — наклон вправо; 2 исходное положение (и. п.); 3 — наклон влево; 4 — и. п.). Затем каждый из них в трех-четырех попытках выполняет это же упражнение самостоятельно с заданием воспроизвести его предыдущую продолжительность (10 с). Фактическое время попыток фиксируется регистратором времени и сообщается испытуемым.

Во второй части опыта испытуемые, глядя на секундомер, выполняют работу на велоэргометре в произвольном легком постоянном темпе в течение 30 с. При этом каждый из них самостоятельно подсчитывает общее количество оборотов педалей за данный промежуток времени (фиксируется также регистратором темпа). Затем испытуемые в двух-трех повторных попытках воспроизводят так же, как и в первой части, количество оборотов педалей, не глядя на секундомер и стараясь сохранить предыдущий 30-секундный интервал. Работу завершает испытуемый самостоятельно, как только почувствует, что от ее начала прошло 30 с. Регистратор времени фиксирует количество оборотов педалей в каждой из двух попыток, а регистратор времени — фактическую продолжительность каждого из двух заданий. Данные фиксации каждый раз сообщаются испытуемым.

Результаты опыта вносят в таблицу 24, делают выводы.

Таблица 24— Результаты выполнения испытуемыми заданий по воспроизведению времени наклонов туловища в стороны и темпа работы на велоэргометре без зрительного контроля

Испытуемый

Задание

Наклоны туловища в стороны

Задание

Работа на велоэргометре

Выполнение

Выполнение

1-я

попытка

2-я

попытка

3-я

попытка

1-я

попытка

2-я

попытка

Исследование способности человека управлять перемещением частей телаправить | править код

Ход работыИз числа студентов выбирают двух-трех испытуемых, регистратора точности движений, секретаря для ведения протокола результатов опыта.

У испытуемых сначала определяют способность к воспроизведению сгибания и разгибания предплечья и голени на 20, 90 и 120° под зрительным контролем и без него. Затем у них исследуют способность к произвольному уменьшению и увеличению заданного суставного угла — 90° — на какую-нибудь величину (минимальную или на 20°, 40°) сначала под контролем, а затем без зрительного контроля. Во время выполнения задания плечо правой руки должно лежать на стопе, а правую ногу испытуемый, сидя на стуле, незначительно поднимает над опорой. Одна-две предварительные попытки осуществляются под зрительным контролем. Результаты каждой из них сообщаются испытуемым.

Полученные данные вносят в таблицы 25,26, анализируют и делают выводы.

Таблица 25 — Результаты воспроизведения испытуемыми углов в локтевом и коленном суставах

Испытуемый

Угол, град

Результат выполнения задания

Локтевой сустав

Коленный сустав

1

2

3

1

2

3

20

90

120

20

90

120

20

90

120

Таблица 26— Результаты выполнения испытуемыми заданий по изменению угла в локтевом и коленном суставах

Испытуемый

Угол 90

Попытка

Величина минимального

Величина изменения

Уменьшения

Увеличения

Уменьшение на

Увеличение на

20

40

20

40

1

2

Основы формирования двигательного навыкаМатериалы по медицине Теория и методика физического воспитания и спорта Основы теории и методики обучениядвигательным действиям Основы формирования двигательного навыка

Овладение двигательным действием
осуществляется в следую­щей
методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся
положительной учебной мотивации — совокупности
стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Преподаватель, приступая к обучению
своих учеников, должен
побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми
двигательными действиями.

2.     Формирование знаний о сущности двигательного
действия. Зна­ния
формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ
комментария, цель которого — выделить
в этом действии те элементы, от кото­рых
зависит успех его выполнения.

3.   Создание полноценного представления об изучаемом
движении Эти представления должны включать: 1)зрительный образ двигательного действия; 2) смысловой образ, основанный на знании из рассказа; 3) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта

       4.              Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К
выпол­нению двигательного действия в
целом приступают тогда, когда
сформированы необходимые знания и представ­ления. При завершении попытки
выполнить действие следуют анализ и
оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Двигательное действие, сформированное
путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной
нерв­ной системе
последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения):

Первая фаза — объединение отдельных
элемен­тов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных
процессов с генерализацией ответных реакций и вовлече­нием в работу многих
мышц.

Вторая фаза — концентрация возбуждения, улуч­шение координации, устранением излишних движений.
После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного, мозга постепенно локализуются в тех центрах,
которые непосред­ственно обеспечивают
выполняемое движение, а соседние центры
как бы «выключаются». Здесь ужё можно говорить о сформиро­ванном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется
стабилизацией, высокой степе­нью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки
двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в
соответствии с рядом
законов:

1. Закон изменения скорости в
развитии навыка.
Навык формирует­ся не
только постепенно, но и неравномерно. Неравномерности: а)           в начале обучения — сравнительно быстрое овла­дение действием, а затем качественный прирост
навыка замедля­ется.  б) в начале обучения качественный прирост навыка
незначи­телен, а затем он резко
возрастает —  обучение относительно
сложным действиям

2.  Закон
«плато» (задержки) в развитии
навыка. Длительность
задержки в развитии навыка может
быть самой разнообразной. Она
обусловлена двумя причинами: а)           внутренней, протекание незамет­ных
приспособительных изменений в организме, которые лишь со  временем переходят в заметные качественные
улучшения навыка; б)         внешней, вызванной неправильной методикой обучения или
недостаточным уровнем развития
физических качеств.

3.       
Закон
угасания навыка. Он проявляется, когда длительное
время не
повторяется действие. Угасание навыка происходит, по­
степенно,
но полностью
не исче­зает, сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро
восстанавливается.

4.  
Закон
отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование
двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени
занятий в избранном направлении физического воспитания.

5.  
Закон
переноса двигательного навыка. В физическом воспита­нии и спорте
проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный
перенос —  взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует,
облег­чает
и ускоряет процесс становления нового навыка.

Отрицательный перенос —  взаимодействие
навыков, когда
уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Отрицательный
перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно
развитым, дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или
вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные точки, в
которых нежелателен
перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

2 Методы овладения двигательными умениями и навыками

В
зависимости от способа освоения структуры
двигательного действия в процессе
разучивания методы подразделяются на:


метод разучивания упражнения по частям
(расчлененно-конструктивный);


метод разучивания упражнения в целом
(целостно-констрективный);


метод сопряженного воздействия.

Метод
расчлененно-конструктивный предусматривает
разучивание отельных частей движения
с последующим их соединением (например,
гимнастические комбинации). Этот метод
применяется в следующих случаях:


при обучении координационно-сложным
двигательным действиям, когда нет
возможности изучить его целостно;


если упражнение состоит из большого
числа элементов, органически мало
связанных между собой;


если упражнение производится так быстро,
что при целостном выполнении нельзя
изучить и усовершенствовать его отдельные
части;


когда целостное выполнение действия
может быть опасным, если предварительно
не изучить его элементы;


когда необходимо обеспечить быстрый
успех в обучении с тем, чтобы поддержать
интерес к учебной деятельности,
сформировать уверенность в своих силах.

Решая
эти выше перечисленные задачи, необходимо
придерживаться следующих правил:


при расчленении следует учитывать
особенности структуры изучаемого
действия, двигательный опыт обучаемых
и условия обучения;


расчленение не должно вызывать
принципиального изменения структуры
данного действия;


для отдельного разучивания следует
выбирать только те фазы упражнения,
которые могут эффективно контролироваться
учеником или преподавателем; фазы
движения плохо поддающиеся контролю,
вычленять не следует;

Преимущества
данного метода: Матвеев Л.П. Теория и
методика физической культуры (Общие
основы теории и методики физического
воспитания: теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных
форм физической культуры): Учебник. —
М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

1.
Облегчает процесс усвоения действия.
К цели ученик подходит постепенно,
накапливая соответствующие умения.
Оттачивается каждая деталь действия.

2.
Занятие становится более конкретным.
Успехи в чем-либо доставляют ученикам
радость.

3.
От многообразия подводящих упражнений
занятия становятся интереснее.

4.
Применение этого метода содействует
быстрому восстановлению утраченных
навыков

5.
Метод незаменим при разучивании сложно
координированных упражнений. Недостаток
метода заключается в том, что не всегда
разученные элементы по частям удается
соединить.

Метод
целостно-конструктивного упражнения.
Сущность его состоит в том, что техника
двигательного действия осваивается с
самого начала в целостной структуре
без расчленения на части. Целостный
метод позволяет разучить структурно
несложные движения (например, бег,
метания, ловля предмета) и применяется
на любом этапе обучения. Целостным
методом возможно осваивать отдельные
детали, элементы или фазы не изолированно,
а в общей структуре движения, путем
акцентирования внимания учеников на
необходимых частях техники. Недостаток
этого метода заключается в том, что в
неконтролируемых фазах возможно
закрепление ошибок. Следовательно, при
освоении упражнений со сложной структурой
его применение нежелательно.

Способности силовые

Что это за двигательные способности человека? Их комплекс основывается на понятии «сила мышц». Так называется усилие, которое требуется человеку для совершения какого-либо движения, перемещения своего тела или же сохранения его положения в пространстве.

Мышечная сила в плане физических человеческих возможностей — способность преодолевать внешнее противодействие, препятствовать ему за счет собственных напряжений мускулатуры. Зависит она от следующего:

  • Мышечная масса.
  • Качество мышечной координации.
  • Сократительные свойства мускулатуры — соотношения красных и белых волокон ткани.
  • Центрально-нервные факторы.
  • Психологически-личностные предпосылки.

Как мышцы могут, собственно, демонстрировать свои силовые способности? Тут несколько вариантов:

  • Увеличение собственной длины.
  • Уменьшение собственной длины.
  • Без изменения собственной длины.
  • С изменением и длины, и мышечного напряжения.

Динамическая работа мышц — два первых случая, статическая работа — третий, статодинамическая — последний пример.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector