Спортивная подготовка юных спортсменов
Содержание:
Физические упражнения
Средства спортивной тренировки – физические упражнения — условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).
Вспомогательные (полуспециальные) упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей. Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные и объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена (Лапутин, 1986).
Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и др., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.
Понятие оздоровительной тренировки
Оздоровительная тренировка представляет собой систему специально организованных форм мышечной деятельности, направленных на достижение должного уровня физического состояния, обуславливающего оптимальную физическую работоспособность и стабильное здоровье.
Оздоровительная тренировка отличается от спортивной тем, что спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных двигательных результатов в избранном виде спорта, а оздоровительная тренировка – в целях повышения уровня физического состояния. Поэтому характер и мощность используемых физических нагрузок в этих видах тренировки различны.
В спортивной тренировке применяются в большом объеме сверхпредельные нагрузки, а в оздоровительной – не превышающие функциональных возможностей организма, но достаточно интенсивные, чтобы вызвать оздоровительный эффект. Как и в спортивной тренировке, эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Параметры |
Оздоровительная тренировка |
Спортивная тренировка |
---|---|---|
Цель |
Повышение переносимости физической нагрузки и расширение двигательной активности занимающегося. |
Развитие спортсмена и обеспечение необходимой готовности к спортивным достижениям. |
Средства |
Применение рациональных нагрузок не превышающих функциональных возможностей организма. |
Применение максимальных, или предельных нагрузок, на границе функциональной активности организма. |
Результат |
Повышение уровня функционального состояния организма и физической подготовленности, укрепление здоровья. |
Достижение максимальных результатов в избранном виде спорта. |
Задачей оздоровительной физической тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, которые гарантируют стабильное состояние здоровья. Частные задачи оздоровительной физической тренировки отражены на рисунке 1.
Задачи оздоровительной тренировки
От оздоровительной тренировки ожидается два эффета. Первый это неспецифический эффект. Он представляет собой опосредованное воздействие физических нагрузок на факторы риска болезней в результате экономизации, активизации, стимуляции систем организма.
Второй эффект – это специфический эффект оздоровительной тренировки. Он предполагает повышение функциональных возможностей организма, в результате экономизации работы сердца в покое, создание условий для улучшения коронарного кровообращения, стабилизация и расширение резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.
В завершении изучение понятия и особенностей оздоровительной тренировки в современных условиях развития физической культуры и спорта необходимо отметить, что именно оздоровительно-профилактической физической культуре в последнее время отводится важное место в процессе оздоровления нации. Она включает в себя не только систематические целенаправленные занятия физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем питания, психической регуляции, формирования индивидуального стиля жизни, воспитания активной жизненной позиции и т
п.
Методы спортивной подготовки
Также спортивная подготовка — это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:
- Получение знаний.
- Выработка двигательных умений и навыков.
- Развитие общих двигательных способностей.
К первой группе относятся:
- Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
- С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
- С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).
Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.
В третью группу входят:
- метод повторов;
- метод интервалов;
- метод круговых повторений;
- игра;
- метод переменостей;
- метод равномерности;
- метод соревнований.
Психологические особенности совершенствования техники[править | править код]
Классификация помех деятельности спортсмена
Время, затраченное на изучение технического приема, определяется сложностью его биомеханической и ритмической структуры. Если в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах совершенствование технического мастерства ориентировано на расширение соревновательного арсенала приемов, то в циклических и скоростно-силовых видах преимущественно корректируются отдельные особенности технического выполнения соревновательных упражнений.
В работе по исправлению ошибок в технике рекомендуется ориентироваться на следующие приемы:
1) акцентировать внимание спортсмена на неправильной фазе движения с установкой выполнить ее без ошибки в рамках целостно выполняемого упражнения («частичная деавтоматизация»);
2) использовать подводящие упражнения, с помощью которых ошибочная фаза движения корректируется отдельно от других. Затем заново сформировать двигательную программу целостно-конструктивным методом;
3) использовать эффект «забывания» ошибок при преднамеренных перерывах в работе над данным двигательным действием. Это приводит к сравнительно более быстрому угасанию появившихся ошибочных компонентов двигательной программы по сравнению с более прочной правильной основой техники.
На качество технического исполнения соревновательных упражнений, т.е. на техническое мастерство спортсмена, влияет большое количество факторов. На рис. приведена классификация помех деятельности, которые должны моделироваться в тренировочном процессе для формирования помехоустойчивости техники спортсмена.
Спортивная подготовка или тренировка
Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.
Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.
Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.
Принципы оздоровительной тренировки
Будучи важным фактором развития спорта в РФ оздоровительная тренировка организуется и проводится в полном соответствии с системой принципов, которые также являются регуляторами.
Принципы оздоровительной тренировки
Каждый из указанных на рисунке принципов нуждается в подробном рассмотрении. Так, принцип доступности базируется на том, что применяемые программы физических упражнений должны быть доступны для занимающихся как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим проведение оценки состояния здоровья и физической подготовленности является необходимым для снижения фактора риска и вероятности травматизма.
Принцип «не навреди» говорит о том, что физические упражнения, применяемые во многих программах, в том числе фитнеса, аэробики или гимнастики, фитнеса, могут влиять на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию. Так, в качестве противопоказаний к занятиям оздоровительной тренировкой, выступают состояния, характеризующиеся наличием ограничений в адаптации к физическим нагрузкам.
Заболевания, при которых противопоказаны оздоровительные тренировки
На рисунке 2 представлен список заболеваний, при которых оздоровительные тренировки противопоказаны. Однако не исключается применение при этом лечебной физкультуры.
Принцип биологической целесообразности обоснован тем, что выбор тренирующих воздействий и их организации производится исходя из моторной специфики конкретного вида двигательной активности, знаний функциональных и адаптационных возможностей организма.
В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объём и организация тренировочной нагрузки.
Принцип интеграции базируется на том, что высокая эффективность оздоровительной тренировки объясняется тем, что технология создания оздоровительных тренировочных программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм.
Добиться оздоровительного эффекта на оздоровительных тренировках возможно наиболее успешно, если рассматривать все действия и проявления человека как отражение его единой телесно-психической сущности.
Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки
При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой, есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма
Не менее важен и принцип половых отличий. У мужчин и женщин имеются различия и в выносливости и в устойчивости стрессу. Они касаются как причин, так и форм проявления. При комплектовании групп и составления программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологические между мужчинами и женщинами, а также психические особенности полов.
Возрастные изменения в организме тоже можно причислить к числу принципов на которые опираются оздоровительные тренировки. С возрастом увеличиваются общая масса тела, количество ключевых ферментов аэробного и анаэробного обмена в скелетных мышцах, повышаются запасы энергетических веществ в тканях, совершенствуется работа вегетативных систем. При разработке оздоровительных тренировок учитываются возрастные особенности человека. В рамках оздоровительных тренировок выделяют программы для детей, подростков и взрослых до 30 лет, от 30 до 50 и тем, кому за 50 лет, особую группу составляют люди после 60 лет.
Принцип красоты и эстетической целесообразности тоже не маловажен для при разработке оздоровительных тренировок.
Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека основан на гармонизация взаимоотношений человека с окружающей средой. Это и регион проживания, его экология, комфортность малого жизненного пространства.
Большое значение для сохранения здоровья имеет соблюдение принципа биоритмической структуры. Учет биоритмов позволяет получать максимальный оздоровительный эффект при значительно меньшей силе воздействия. Различные люди характеризуются определенным хронотипом, то есть характером суточного ритма бодрствования и сна.
В завершении необходимо подчеркнуть, что оздоровительная тренировка будет намного эффективней, если она построена с учетом вышеуказанных принципов.
Основы поэтапной подготовки
Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при настойчивых и рационально организованных тренировках спортсмена в течение ряда лет. Структура многолетних тренировок обуславливается многими факторами. В их числе: среднее количество лет регулярных тренировок, необходимое для достижения наивысших результатов; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсмена и достигаются наивысшие результаты; индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его спортивного мастерства; возраст начала спортивных занятий, а также возраст, когда он приступил к специальным тренировкам.
Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные достижения.
Обычно выделяют три возрастные зоны спортивных успехов в процессе многолетней подготовки:
1) зона первых больших успехов;
2) зона оптимальных возможностей;
3) зона высоких результатов. В таблице 1 представлены возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах легкой атлетики.
Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов легкой атлетики достаточно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни система отбора и тренировок, ни время начала занятий, ни другие факторы. Зная возраст ученика и пользуясь данными таблицы, можно определить то количество лет, которое он может затратить на пути к мастерству. Обычно путь от новичка до мастера спорта международного класса занимает 8-10 лет. При этом надо учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни и режима тренировок могут быть и некоторые отклонения от представленных в таблице возрастных зон. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин. Спринтеры и прыгуны проходят более короткий путь подготовки к вершинам мастерства, чем стайеры и ходоки. Способные спортсмены достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4 — 6 лет после начала занятий.
Таблица 1.