Тема 1.1. характеристика физической рекреации. понятие, структура и содержание физической рекреации храмов в.в. раздел i. общие основы теории, методики. — презентация
Содержание:
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
Программа дисциплины регионального компонента цикла СД для студентов, обучающихся по направлению 032100.62 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ИРКУТСК – 2011 Программа рассмотрена на заседании Программа утверждена и рекомендована кафедры ТиМ ФКиС Научно-методическим советом Протокол № 1 от 20.09.2011 Иркутского филиала ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Зав. кафедрой Протокол № 2 от 24.10. Председатель НМС М.В.Иванова _ Н.Г.Богданович Составитель: Пружинин Константин Николаевич – к.п.н., доцент каф. ТиМ ФКиС Программа дисциплины регионального компонента цикла СД, составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032100.62 «Физическая культура»
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
2. Рекреационно-ориентированные проекты в основном и дополнительном образовании подрастающего поколения 3. Физическая активность как элемент образа жизни (дошкольников, школьников, студентов).
4. Влияние способа организации рекреационных мероприятий на повышение качества образования.
5. Эффективность управления рекреационной деятельностью на основе новых информационных технологий.
6. Изменение подходов к культурно-досуговой деятельности школьников как фактор изменения качества образования.
7. Модели рекреационных программ (любой вид): природные комплексы и их компоненты. (рельеф, климат, растительность, водоемы); культурноисторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.
8. Типы рекреационных ресурсов: курортные; оздоровительные, спортивные;
экскурсионно-туристические.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Требования для получения оценки по курсу Для прохождения итоговой аттестации студент должен выполнить следующие виды работ, имеющих определенный «вес» в баллах (см. балльно-рейтинговую оценку по каждому виду контроля, приведенную в тематическом плане):
— выполнить практические работы;
— посетить лекции и обеспечить конспектирование их содержания;
— выполнить все виды самостоятельной работы;
— подготовиться к устному ответу по вопросам к экзамену..
Содержание семинарско-практических занятий и контрольных тестов, темы рефератов, и примерные вопросы к экзамену приведены ниже.
Адаптивная двигательная рекреация
Слово рекреация является синонимом слову отдых. По определению С. П. Евсеева (2000), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учёба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием».
9 стр., 4198 слов
Психофизиологические характеристики интеллектуальной деятельности. Обучение в высшей школе и высших учебных заведениях — сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Учебный процесс студентов — это умственный труд, к которому принято относить работы, связанные с приемом и …
Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.
Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации — наслаждение, удовольствие от движения.
Все авторы сходятся во мнении, что адаптивная двигательная рекреация является видом или компонентом адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура (АФК) — это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его
телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
На основе вышесказанного хочу сделать вывод, что адаптивная двигательная рекреация имеет ряд отличительных черт:
1. Сейчас наука шагнула так широко вперед, что предлагает огромное количество методов, средств и форм организаций коллективных или индивидуальных занятий.
2. Адаптивная двигательная рекреация – это досуг, не принуждающий, а предлагающий нам выбор. Главное это желание, человек сам решает хочет он занимать или нет.
3. Занятия по адаптивной двигательной рекреации должны приносить удовольствие от занятий и положительные эмоции, чтобы человек снова захотел приступить к занятиям.
6 стр., 2548 слов
Цель и задачи адаптивного физического воспитания
… двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха – неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающихся инвалидов. При систематических занятиях … условных рефлексов, возникших в процессе заболевания. Принципы адаптивного физического воспитания Процесс адаптивного физического воспитания основывается на следующих методических принципах: доступности, …
В цивилизованных странах адаптивная двигательная рекреация развита довольно широко, она совмещается с досугом и массовым оздоровительным спортом. Например, в США создан совет по физической подготовке и спорту, работает около 30 союзов, ассоциаций, объединений активного отдыха, добровольных организаций, в которых определенное место отводится двигательной рекреации людей с ограниченными возможностями. При составлении программ учитываются основные условия: определение вида двигательной активности, которыми можно увлечь население, наличие места и времени для занятий, а также источников финансирования.
Особенности физического развития в зрелом и пожилом возрасте
С возрастом в организме происходят не только изменения во внешности, но и существенные физиологические изменения. По последним данным, средня продолжительность жизни в России для женщин составляет 73 года, для мужчин — 58 лет. В развитых западных странах эти цифры значительно выше и отмечается тенденция к их еще большему увеличению.
В России принята следующая классификация по определению возрастных границ:
18-29 лет — молодой возраст;
30-44 — зрелый возраст;
45-59 — средний возраст;
60-74 — пожилой;
75-89 — старческий.
Лица, достигшие 90 лет, считаются долгожителями.
По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас.
Старение — это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости. Старость — это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека. Старение не является болезнью, это один из этапов развития организма.
Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное).
Для естественного старения характерно постепенное появление старческих изменений, развивающихся в определенной последовательности в соответствии с возрастом.
При преждевременном старении эти изменения наступают раньше и выражены ярче, чем у здоровых людей соответствующего возраста. Ускоренному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессы, вредные привычки.
И, наконец, мечта большинства людей — замедленное старение, при котором возрастные изменения наступают значительно позже, чем в целом по популяции. Этот вид старения ведет к долголетию, увеличению продолжительности жизни.
Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному. Различают возраст календарный и биологический. Календарный — это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни.
Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе.
Ускоряют старение малоподвижный образ жизни, длительные или повторные стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность.
Наиболее частыми признаками ускоренного старения являются быстрая утомляемость, раннее поседение, снижение трудоспособности, раннее снижение памяти, репродуктивной способности.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
3. Виды рекреации 4. Понятие общедоступности рекреации детей и молодежи.
5. Рекреация физических упражнений и пассивная рекреация.
6. Требования, предъявляемые в рекреационной деятельности детей и молодежи средствами физической культуры и спорта 7. Классификация физических упражнений в рекреации детей и молодежи 8. Оздоровительные, реабилитационные и досуговые формы рекреации.
9. Рекреационная основа программирования отдыха.
10.Основные понятия, сущность, социальные функции и принципы культурнодосуговой деятельности.
11.Основные методические особенности лечебного туризма.
12.Связь курса ТФВ в процессе интеграции профилирующих дисциплин в решении важной проблемы – формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности по ФК. 13.Ведущие понятия ТФВ: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование, физическая подготовленность, физическая активность, физическая реабилитация, физическая рекреация
13.Ведущие понятия ТФВ: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование, физическая подготовленность, физическая активность, физическая реабилитация, физическая рекреация.
14.«Физическая культура», три ее аспекта, виды и направления.
15.Культура двигательной активности как элемент здорового образа жизни.
16.Понятие «Здоровый образ жизни», его элементы.
17.Социальная и биологическая основа двигательной активности.
18.Роль двигательной активности в жизни человека.
19.Направленное формирование личности в процессе физического воспитания:
20.Связь различных видов воспитания в процесс физического воспитания;