Функции спорта: классификация, понятие, цели, задачи, общественный и социальный функционал, этапы развития спорта в обществе
Содержание:
- Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг
- Оздоровительная функция
- Цели и функции физ. Культуры
- Социальная сфера
- Глава 21. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта
- Культурная функция
- Изучение вестибулярной устойчивости гимнастов и акробатов[править | править код]
- Функция социализации
- Физкультурно-оздоровительная работа
Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг
Для понимания сущности предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта целесообразно рассмотреть сущность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений.
С позиции экономической теории рынок — это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них. Рынок — общемировая ценность, результат прогресса всей человеческой цивилизации.
Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны жизни современного общества, выполняя ряд существенных функций.
Можно выделить шесть основных взаимосвязанных функций рынка:
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров (услуг), предоставляя им возможность, общаться друг с другом на языке спроса и предложения, купли-продажи.
2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция заключается в том, что сложившиеся цены «сообщают» бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей.
4. Регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во-вторых — растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Санирующая (оздоровительная) функция. Рынок как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.
Рынок — это саморегулирующаяся система.
Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:
1) рыночные цены;
2) спрос и предложение товаров и услуг;
3) конкуренцию (рис.1).
Рыночные цены — это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.
Спрос измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене гоночных лыж: в 100 у. е. спрос на них составляет 1000 пар, а при цене 200у. е. — 500 пар.
Предложение это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.
Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Выделяют две формы конкуренции: ценовую и неценовую.
Оздоровительная функция
Это свойство спорта состоит в положительном воздействии физической активности на состояние организма человека. Особенно данная функция спорта проявляется при занятиях в детском и подростковом возрасте, когда различные упражнения на выносливость просто необходимы для полноценного развития растущего организма.
Именно в это время складываются основы здорового образа жизни, человек приучается к постоянным занятиям спортом, ребенку прививаются привычки личной гигиены. Помимо всего вышесказанного, занятия физической активностью, безусловно, приносят детям положительные эмоции, что связано, в числе прочих, с выбросов эндорфинов — так называемых «гормонов счастья». Таким образом, спорт помогает улучшить психическое состояние детей, дает им возможность расслабиться в умственном плане.
Кроме того, это дает возможность направить энергию ребенка на что-то действительно полезное, занять его, тем самым уменьшив шансы того, что подросток будет заниматься антиобщественной деятельностью и другим хулиганством. Немалую роль спорт приобретает и при взаимодействии со взрослым населением. Научно-технический прогресс повлек за собой глобальное уменьшение физической активности в развитых странах, где люди больше заняты сидячей работой в офисе или дома. Организация спортивного досуга позволяет людям не только поддерживать себя в хорошей форме, но и получать удовольствие, ибо для привыкших к офисной работе людей спорт является еще и развлечением.
Цели и функции физ. Культуры
Физическая
культура и спорт являются действенным
средством организации досуга народа.
Ни одна социальная сфера организации
досуга не привлекает такого огромного
количества людей (миллиарды людей
смотрят Олимпийские игры по телевидению).
В
данном случае можно говорить о феномене
спорта и физической культуры.
Цель
физической культуры – реализовать
возможности оптимального физического
развития людей, всестороннего
совершенствования свойственных каждому
человеку физических качеств и связанных
с ними способностей в единстве с
воспитанием духовных и нравственных
качеств, характеризующих общественно
активную личность: обеспечить на этой
основе подготовленность каждого члена
общества к плодотворной трудовой и
другим общественно важным видам
деятельность.
Но
существуют более конкретные задачи,
которые формируют данную цель. Их можно
разделить с известной условностью на
две группы: специфические и
общепедагогические.
1)Специфические
можно
также разделить на группы: 1) задачи по
оптимизации физического развития
человека в направлении всестороннего
развития свойственных ему физических
качеств, совершенствования
двигательных способностей, упрочения
и многолетнего
сохранения здоровья.
«Физическими
качествами» человека принято называть
врожденные качества, благодаря которым
возможна физическая активность (мышечная
масса, быстрота, выносливость, гибкость…).
В основе всего многообразия двигательных
способностей человека лежит совокупность
тех его естественных качеств, коренящихся
в телесной структуре и функциях его
организма, благодаря которым он
располагает возможностями проявлять
силу, быстроту и мощность в движениях,
придавать им необходимый размах и
координировать их в составе двигательных
действий, выполнять продолжительную
физическую работу, несмотря на возникшие
утомление.
От
уровня развития данных качеств зависит
насколько человек способен осуществлять
двигательную деятельность. Задачи по
гарантированию здоровья решаются на
основе воспитания свойственных каждому
человеку физических качеств, развитие
которых ведет к подъему общего
уровня функциональных и адаптационных
возможностей организма.
2)
Основные специфические – это специальные
образовательные задачи. Основные – это
1) сделать достоянием каждого человека
базовые знания научно-практического
характера, накопленные в сфере физической
культуры.; 2)обеспечить рациональное
формирование индивидуального двигательных
умений и навыков, нужных в жизни, довести
их до необходимой степени совершенства.
Важность
этих задач обусловлена тем, что без
двигательных умений и навыков нельзя
реализовать способности в практической
деятельности. Охарактеризованные
две группы специфических задач тесно
взаимосвязаны, но не сводимы друг к
другу ни логически, ни в их практической
реализации. Их нужно различать, но вместе
с тем надо
иметь в виду органическую взаимосвязанность
и взаимозависимость реальных результатов
осуществления данных задач
Их нужно различать, но вместе
с тем надо
иметь в виду органическую взаимосвязанность
и взаимозависимость реальных результатов
осуществления данных задач
Охарактеризованные
две группы специфических задач тесно
взаимосвязаны, но не сводимы друг к
другу ни логически, ни в их практической
реализации. Их нужно различать, но вместе
с тем надо
иметь в виду органическую взаимосвязанность
и взаимозависимость реальных результатов
осуществления данных задач.
2)
Общепедагогические. Важнейшими
из них в системе воспитания являются
задачи, предусматривающие нравственное,
идейно-политическое и трудовое воспитание
членов общества, а также задачи по
воспитанию воли, позитивных качеств
характера, эмоций и эстетических
потребностей личности. Объективное единство
физического и духовного развития
человека эффективно позволяет решать
и эти задачи.
Список источников
- StudFiles.net
- studopedia.ru
Социальная сфера
Несомненно, высочайшие требования к спортсменам способствуют закалке не только физической силы, но и духовной. Кроме того, на тренировках человек контактирует со многими людьми, а именно: со своей сборной, тренером, болельщикам и т. д. Все это способствует социализации спортсмена, делает его более социально активным.
Особенно способствует этому командный спорт. Какой-нибудь хоккей или футбол, в которых люди играют командами, позволяет ребенку полноценно реализовать свой социальный потенциал в коллективе, найти друзей. Ни для кого не секрет, что в спорте нередко случаются размолвки и ссоры, однако спортсмены с детства учатся решать их, что впоследствии может помочь им и в дальнейшей жизни.
К социальным функциям спорта относится, в первую очередь, личностное воспитание человека, его нравственное развитие, обучение порядкам, принятым в обществе.
Однако, существует обратная сторона медали. Многие, вероятно, слышали внушающие ужас истории о том, как фигуристы, например, могут испортить своим конкурентам лезвия на коньках. Все это делает спорт травмоопасным не только в физическом, но и в моральном плане. Ведь зависть, склоки и сплетни — норма для некоторых людей, что основательно вредит нравственному облику спортсмена. Но, тем ценнее качества человека, чем сложнее ему сохранить их в поистине «змеином» коллективе.
Помимо этого, спорт входит в социально-педагогическую систему. А следовательно, социальные функции спорта и культуры, сопряженные с физической активностью, представляют собой прекрасное средство физического воспитания, которое может пригодиться в военной деятельности, а также при занятиях физическим трудом на рабочем месте.
Глава 21. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта
Несмотря на то что специальное олимпийское движение является значительно более «молодым», по сравнению с паралимпийским, оно получило бурное развитие в мире в последние годы, в чем огромная заслуга Юнис Кеннеди-Шрайвер – основательницы этого движения. В настоящее время Международная организация «Специальная Олимпиада» объединяет более 170 стран и является самой большой международной программой в мире, организующей круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта.
Этому способствовали следующие обстоятельства: – разработка и внедрение в практику организаторами Специальной Олимпиады нетрадиционной модели соревновательной деятельности специальных атлетов, более «мягкой» и гуманной по сравнению с традиционной моделью соревнований для здоровых людей, использующейся в паралимпийском движении;
– наибольшее количество ЛИН по сравнению с инвалидами других нозологических групп (например, по данным Г. Ф. Морозовой, 2000); в мире ЛИН насчитывается более 300 млн, в составе населения стран европейского и североамериканского континентов они составляют 2–3 %, а в странах Африки, Южной Америки, Азии – 8–10 %; по данным Минобразования России, дети с нарушением интеллекта составляют 70,9 % от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, не считая 26 тыс. детей, обучающихся в общеобразовательных школах в так называемых специальных (коррекционных) классах;
– большие возможности программ Специальной Олимпиады для осуществления социализации и социальной интеграции ЛИН, повышения уровня качества их жизни.
В связи с этим в данной главе будут рассмотрены наиболее важные философские вопросы Специальной Олимпиады, а также наиболее известные ее программы.
Культурная функция
Функции культуры и спорта тесно связаны, ибо спорт, как любое явление, порождает многочисленные культурные традиции. Например, спорт часто обладает эстетическими свойствами, он нередко тесно связан с искусством. Мы можем видеть эту красоту более всего в таких видах спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, танцы.
Упражнения в таких дисциплинах, как правило, выполняются под музыку, несут в себе элементы балета, театра, представляя целый спектакль со спортивными элементами. Эстетика человеческого тела, невероятно сложные с технической стороны упражнения (чего стоит один четверной прыжок в фигурном катании!), яркие, невероятно красивые костюмы, праздничная, глубокая и звучная музыка — все это в большом количестве присутствует во многих видах спорта, что, несомненно, ежегодно привлекает миллионы новых фанатов.
Спорт — это зрелище, и подавляющему большинству людей он интересен именно с этой точки зрения. Многообразие средств коммуникаций, интернет, телевидение способствуют распространению спорта повсеместно, вследствие чего аудитория спортивных соревнований значительно увеличивается. Болельщики сопереживают спортсменам, нередко находят себе кумиров, которым рисуют портреты, делают игрушки и т. д. Это, несомненно, способствует повышению культурного уровня населения.
Изучение вестибулярной устойчивости гимнастов и акробатов[править | править код]
Оснащение: кресло Барани, секундомер, указка, прибор для измерения АД.
Ход работы
Для определения устойчивости вестибулярного аппарата по двигательным реакциям можно провести несколько вариантов с вращением в кресле Барани:
1) посадить испытуемого в кресло Барани, нарисовать перед ним мишень и дать указку. После 10 оборотов за 20 с остановить испытуемого напротив мишени. Он должен быстро закрыть глаза и попытаться поставить указку в центр мишени
Обратить внимание на то, в какую сторону происходит отклонение от центра и почему. По точности попадания оценивают устойчивость вестибулярного аппарата;
2) провести перед креслом на полу мелом прямую линию. Испытуемого посадить в кресло и завязать ему глаза. После 10 оборотов за 20 с испытуемый должен встать и пройти с завязанными глазами по прямой линии (страховать с обеих сторон, чтобы не упал). По степени отклонения оценивают функцию вестибулярного аппарата;
таблица 62 — Схема оценки ЧСС и АД после вращательной нагрузки
3) кроме влияния на двигательные функции и мышечный тонус из рецепторов вестибулярного аппарата осуществляется контроль ряда вегетативных рефлексов, которые регулируют функции кровообращения, дыхания и пищеварения, по ним можно определить устойчивость вестибулярного аппарата. Для этого испытуемого следует посадить в кресло Барани, подсчитать ЧСС трижды по 10 с и, если результаты устойчивые, определить АД. Затем сделать пять оборотов за 10 с, вновь подсчитать ЧСС и определить АД. Полученные результаты оценить, используя таблицу 62.
По результатам проделанной работы сделать выводы.
Функция социализации
Главнейшей функцией спорта в обществе является социализация. Занятия спортом так или иначе подразумевают общение между спортсменами и тренерами. Более того, эти отношения выходят за рамки спортивной среды, ведь люди, вместе занимающиеся спортом, нередко начинают общаться друг с другом и в обычной жизни. Так спорт способствует социализации личности, формированию у нее коммуникативных способностей. Важнейшей частью спортивного сообщества являются фанатские объединения. Формирование таких социальных групп способствует социальной интеграции людей, расширению их круга общения. Болельщики получают возможность собираться вместе в клубы и прочие спортивные организации, чтобы обсуждать соревнования, кумиров, новости и многое другое. Сейчас, с возникновением и распространением интернета, это стало особенно актуально. Ведь теперь людям даже не нужно выходить на улицу, чтоб обсудить последние события в мире спорта: им достаточно просто зайти на тематический сайт и оставить комментарий.
Физкультурно-оздоровительная работа
Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:
- учебный и тренировочный процесс;
- проведение занятий по физкультуре и спорту;
- организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
- предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
- предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.
Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и оздоровительной физкультуре, индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.
Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.
Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.