Кокоулина о.п. основы теории и методики физической культуры и спорта — файл n1.docx

Содержание:

Спорт

Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания. — С. 4-10.

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся

К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

Подробные результаты

1. Кислородный запрос это.

Вопрос

Кислородный запрос это.

Ответ 1. количество кислорода, необходимое для выполнения работы
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

2. К средствам физической культуры …

Вопрос

К средствам физической культуры не относятся.

Ответ 4. чтение специальной литературы
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

5. Понятие «физическое совершенство…

Вопрос

Понятие «физическое совершенство» означает.

Ответ 3. высшую степень гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовленности
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

6. Студенты, имеющие низкий уровень…

Вопрос

Студенты, имеющие низкий уровень физического состояния, распределяются в учебные отделения.

Ответ 4. подготовительное
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

7. Сбалансированности физической на…

Вопрос

Сбалансированности физической нагрузки, которая не вызывает признаков переутомления и способствует поддержанию гомеостаза при изменяющихся условиях существования, способствует соблюдение принципа.

Ответ 4. сознательности и активности
Результат 0 (0%)
Диапазон баллов От 0 до 1

9. В чем заключается наибольшая пол…

Вопрос

В чем заключается наибольшая польза аэробных нагрузок для организма.

Ответ 1. наибольший расход калорий
Результат 0 (0%)
Диапазон баллов От 0 до 1

10. Какие упражнения следует включат…

Вопрос

Какие упражнения следует включать в комплекс утренней гимнастики.

Ответ 4. упражнения на дыхание
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

11. Наиболее высокий уровень работос…

Вопрос

Наиболее высокий уровень работоспособности наблюдается в дни.

Ответ 1. понедельник, вторник, среда
Результат 0 (0%)
Диапазон баллов От 0 до 1

12. Спортивная тренировка сопровожда…

Вопрос

Спортивная тренировка сопровождается.

Ответ 3. снижением частоты дыхания в покое
Результат 0 (0%)
Диапазон баллов От 0 до 1

13. К какой из задач относится форми…

Вопрос

К какой из задач относится формирование личностных качеств, общая волевая и специальная психологическая подготовка, формирование специальных норм спортивной этики.

Ответ 2. воспитательной
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

14. Препараты, не относящиеся к допи…

Вопрос

Препараты, не относящиеся к допинговым средствам.

Ответ 1. микроэлементы
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

16. Укажите правильную последователь…

Вопрос

Укажите правильную последовательность водных процедур.

Ответ 3. влажное обтирание, душ, обливание, растирание снегом, купание в открытом водоёме, моржевание
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

19. Что не входит в проявление быстр…

Вопрос

Что не входит в проявление быстроты.

Ответ 3. время предельного усилия мышечных групп
Результат 1 (100%)
Диапазон баллов От 0 до 1

20. Эффективный способ восстановлени…

Вопрос

Эффективный способ восстановления работоспособности после утомления.

Ответ 1. продолжительный сон
Результат 0 (0%)
Диапазон баллов От 0 до 1

Понятие общих принципов

В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:

1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи трудового, эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.

2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.

Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.

3. Оздоровительная направленность физвоспитания.

Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.

Физическое воспитание: определение, понятия, цель, задачи

Для гармоничного развития ребенка необходимы три составляющие: физическое развитие, культурное и духовное. Чтобы быть здоровым и спокойно воспринимать любые потоки энергии, человек должен быть сильным и выносливым. Без сомнения, все три составляющие взаимосвязаны между собой и развитие каждой из них должно происходить равномерно и не в ущерб другим. Но именно физическое воспитание является обязательным условием всестороннего развития личности. Родители допускают большую ошибку, делая упор на эстетическое, нравственное и трудовое воспитание, но забывая о том, что именно в здоровом теле формируется здоровый дух.

Итак, физическое воспитание – это процесс обучения, который направлен на то, чтобы сохранить и укрепить здоровья в ходе двигательной активности. Цель этого процесса состоит в оптимизации физических качеств и личностной культуры человека для реализации заложенного в нем потенциала, а также прививания здорового образа жизни в целом. Физическое воспитание начинается с первых дней жизни человека.

Задачи такого педагогического процесса сводятся к следующему:

  1. Укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, закаливание, формирование правильной осанки.
  2. Овладение техникой выполнения элементарных спортивных упражнений.
  3. Развитие двигательных качеств (быстроты, гибкости, ловкости).
  4. Приобщение к самостоятельному выполнению физических упражнений, ежедневной утренней зарядки, формирование интереса к спорту.
  5. Развитие координации (равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве).
  6. Формирование знаний по личной гигиене, необходимости соблюдения режима дня, влиянии двигательной активности на состояние здоровья.
  7. Воспитание дисциплинированности, решительности, смелости при выполнении физических упражнений.

В теории к основным понятиям физического воспитания относятся:

  1. Физическое развитие.
  2. Физическая подготовка.
  3. Физическое совершенство.
  4. Спорт.

Последнее понятие следует рассматривать отдельно от физкультуры, которая направлена на укрепление физического здоровья. Основная же задача спорта сводится к достижению максимальных результатов и получению наград.

Рассмотрим все эти понятия системы физического воспитания более детально.

Немного истории

Почему мы рассматриваем физические упражнения как основное средство физического воспитания? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое. В древности физические упражнения были неотъемлемой стороной жизни человека. С их помощью он удовлетворял потребность в жилье и пище, продолжении рода, тепле и т. д. Далее человек проходил различные этапы своего развития. Вместе с ним все более совершенными становились и его движения.

Что способствовало возникновению физических упражнений? Они появились благодаря трудовой деятельности, охоте и даже войнам. Человеку необходимо было выжить. Именно поэтому он и совершенствовал такие качества своего организма, как сила и ловкость, выносливость, быстрота и гибкость. Практически все занятия требовали от человека сноровки и умения совершать определенные действия. Именно поэтому перед тем как пойти на охоту, люди наносили на скалы изображения животных и стреляли по ним из луков. Это была своеобразная тренировка, благодаря которой охотник приобретал необходимые для поимки зверя навыки.

Появление физических упражнений стало возможным благодаря трудовым процессам и религиозным обрядам, а также множеству других событий, которые происходили в обществе. С развитием цивилизации постепенно утрачивалось сходство, существовавшее между трудом и физическими упражнениями. При этом из многообразной двигательной деятельности постепенно начали вычленяться определенные действия. Их стали применять в физическом воспитании личности и назвали упражнениями. Это было метание и бег, прыжки, плавание и т. д. Стали создаваться и специальные упражнения для развития той или иной группы мышц. Их выполняли с предметами или без таковых.

Широкое распространение получили и подвижные игры, возникшие еще в далекой древности. Это любимая многими лапта, горелки, ловишки и многое другое. С течением времени появились спортивные игры (футбол и хоккей, теннис и баскетбол и т. д.). Создание и дальнейшее развитие физических упражнений не прекращается и на сегодняшний день. Продолжается разработка все более новых и усовершенствованных систем, позволяющих развивать двигательную активность детей.

Характеристика методических принципов

Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.

В перечень дидактических принципов входят:

1. Принцип сознательности и активности.

Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.

Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.

2. Принцип наглядности.

С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.

На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.

На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.

При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:

  • состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы);
  • уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода);
  • наличие целеустремленности, силы воли.

Специфические средства физического воспитания

Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.

Специфические средства бывают:

Метод регламентированного упражнения – ученикам внушают, что правильное выполнение всех нормативов урока приведет к интенсивному росту мышц и повысит общую выносливость

Здесь важно правильное дозирование нагрузки, чтобы мышцы работали согласно установленному распорядку. Излишняя перегрузка, особенно на ранних стадиях занятий по наращиванию мышц, очень губительна

Здесь делают упор на психику учеников – им нужно осознать, что строгая регламентация количества упражнений нужна прежде всего для них самих.

Игровой метод – лучший способ усовершенствовать физическую форму учеников. Можно просто дать мальчишкам мяч, предложить им свободные занятия спортом на открытой местности. Обычно ребята выбирают футбол. Очень быстро организовываются ворота, определяются правила игры, выбирается судья (иногда судьями становятся игроки двух команд). Воспитателю важно мотивировать на игру учеников, чтобы у них проснулся командно-соревновательный дух. Для этого рекомендуется пообещать вознаграждение за достижение определенной цели. Например, высшую оценку за урок получат те ученики, которые забьют максимальное количество голов команде соперника. Если умело использовать игровой метод, то можно попутно воспитать в детях чувство коллективизма, сознательности, взаимовыручки.

Соревновательный метод – нужно делать акцент на важность определенных спортивных достижений. Например, рассказать историю, как ученик, показавший лучший результат на стометровке, получил шанс на участие в отборе в олимпийскую сборную России. Нужно рассказать детям, что лучшие спортсмены смогут много зарабатывать и сделать карьеру. А самое главное – за них будет испытывать гордость родная школа, ученики, их родители
Такое напутствие обеспечит повышенное внимание к урокам физкультуры. Дети станут с радостью выполнять нормативы, если поймут, что от этого зависит их будущее
Но нужно сказать детям правду, что только единицы спортсменов становятся чемпионами и зарабатывают деньги спортом. Для остальных спортивные мероприятия просто станут хорошей базовой подготовкой.

Словесные и сенсорные методы – о силе слова сказано многое. Если правильно мотивировать учеников на занятия дидактическими беседами, то дети будут с утроенной силой относиться в урокам физического воспитания в школе. Для дошкольников можно преподнести спортивные снаряды как тренажеры для подготовки к полетам на космических кораблях. Детям школьного возраста можно рассказать пару поучительных историй о том, как не ходившие на физкультуру ученики в 40 лет испытывали проблемы с потенцией и болели геморроем. Очень важно использовать взгляд вместе с прикосновениями к телу, ведь иногда они значат больше, чем слова.

Методы данного направления воспитания

Под методом понимается комплекс приемов, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выбор метода определяется стоящими перед воспитателем задачами на конкретный промежуток времени, содержанием воспитательно-образовательной деятельности, а также индивидуальными и возрастными особенностями дошкольника.

Методы и принципы физического воспитания в совокупности направлены на достижение единой цели: формирование физически развитой личности.

Следует учитывать, что активизация физических и психических сил, а затем отдых после нагрузок восстанавливают работоспособность намного быстрее и эффективнее.

Основные методы данного направления воспитания, которые являются основополагающими для воспитателя в процессе работы с дошкольниками, следующие:

  1. Информационно-рецептивный метод, который определяет взаимосвязь и взаимозависимость совместной деятельности ребенка и воспитателя. Благодаря ему воспитатель может конкретно и четко донести знания до дошкольника, а ему – осознанно их запомнить и воспринять.
  2. Репродуктивный, другое название которого — метод организации воспроизведения способов деятельности. Он заключается в продумывании системы физических упражнений, которые направлены на воспроизведение уже известных дошкольнику действий, сформированных благодаря применению информационно-рецептивного метода.
  3. Метод проблемного обучения является составной частью системного образования, которое без него будет неполноценным. Связано это с тем, что ребенок не может научиться мыслить, а также развить творческие способности до необходимого уровня только через усвоение знаний. Основу проблемного обучения составляют законы развития мышления человека и его творческой деятельности для познания. Мыслительная деятельность ребенка активизируется, когда у него появляется потребность понять что-то. В поисках решения той или иной задачи он самостоятельно добывает знания. И они усваиваются лучше, чем готовые ответы. Кроме того, когда ребенок решает посильные для его возраста задачи в подвижных играх, это способствует развитию его самооценки и уверенности в собственных силах. Внося проблемные ситуации в двигательную деятельность, воспитатель делает обучение более интересным и эффективным. Кроме того, это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей, которые становятся неотъемлемой составляющей развития дошкольников.
  4. Метод строго регламентированного упражнения решает задачу обеспечения самых лучших условий для того, чтобы ребенок освоил двигательные умения и навыки и развивал психофизические качества.
  5. Метод круговой тренировки, предполагающий передвижение дошкольника по заранее установленному кругу, выполнение конкретных заданий и упражнений, которые дают возможность воздействовать на различные группы мышц, органы и системы организма. Цель данного метода — достигнуть высокого оздоровительного эффекта от упражнений и увеличить работоспособность организма.

Техника упражнений

Это понятие включает в себя тот способ, при помощи которого выполняются необходимые движения. Техника упражнений может быть различной. Это относится к скорости и способам выполнения (спиной вперед, на носках и т. д.). Выбор той или иной техники оказывает огромное влияние на результаты выполняемых упражнений. Кроме того, во время проведения занятий нередко используется спортивный инвентарь, позволяющий доводить движения до совершенства.

Техника любого физического упражнения имеет три составные части. Первой из них является основа. Это те главные элементы упражнения, которые призваны решать двигательные задачи. Второй составляющей техники активных занятий является определяющее звено. Это та часть движения, которая является решающей. Примером определяющего звена может служить отталкивание ног при прыжке на месте. Выделяют еще и детали техники упражнений. Они представляют собой второстепенные особенности активных действий, которые могут быть изменены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector