Физическая подготовленность (понятие и общая характеристика)
Содержание:
- ТЕМА 3 СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2 ЧАСТЬ)
- Характеристика спортивной подготовки
- Силовая подготовленность
- Физические качества (общая характеристика)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Правила контроля и дозирования физической нагрузки
- Выносливость
- Сила
- Нормы занятий спортом
- Ловкость
- Физическое развитие
- Что такое ОФП? Комплекс упражнений ОФП
- От чего оно зависит?
- Понятие об общей и специальной физической
ТЕМА 3 СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2 ЧАСТЬ)
1. Что является главным источником энергии в организме?
— Белки;
— Жиры;
— Углеводы;
· Минеральные вещества.
2. Гипервитаминоз – это
— Недостаток различных витаминов;
— Недостаток конкретного витамина;
— Избыток витаминов от приёма большого количества овощей и фруктов;
— Избыток витаминов от приема витаминных препаратов.
3. Тренировка, в каких видах спорта особенно полезна для увеличения кровотока через мышцы:
— Силовые;
— Циклические;
— Игровые;
— Технические.
4. Суть действия «мышечного насоса» —
— Мышцы проталкивают кровь к сердцу;
— Мышцы проталкивают кровь от сердца;
— Мышцы проталкивают кровь к конечностям;
— Оказывают присасывающее действие при вдохе.
5. Для повышения максимального потребления кислорода (МПК) следует выполнять нагрузку с частотой пульса:
— 110-130 уд/мин;
— 130-150 уд/мин;
— 150-180 уд/мин;
— Свыше 180 уд/мин.
6. Двигательный навык формируется по механизму
— Рефлексов;
— Гормонального;
— Рефлекторной дуги;
— Эндокринному.
7. Гипоксия – это недостаток
— Движений;
— Витаминов;
— Кислорода;
— Питания.
8. При недостатке, каких минеральных веществ развивается малокровие:
— Кальций;
— Натрий;
— Хлор;
— Железо.
9. При окислении 1 г этого вещества вырабатывается наибольшее количество килокалорий (9,3 к кал):
— Белки;
— Жиры;
— Углеводы;
— Витамины.
10. У спортсменов основной обмен
— Выше;
— Ниже;
— Такой же, как у не занимающихся спортом;
— Значительно выше.
Характеристика спортивной подготовки
Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие «тренировка» и «развитие» очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность – это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.
Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.
Силовая подготовленность
Несколько несложных упражнений позволяют быстро и доступно определить уровень силовой подготовленности занимающихся.
Первый тест — сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Это упражнение свидетельствует о силовой выносливости мышц рук.
При выполнении этого теста ноги, голова, туловище находятся на одной линии. Во время разгибания руки в локтях до конца не выпрямляются, при сгибании рук грудь касается пола.
Таблица «Оценка силовых способностей мышц рук»:
Количество раз |
Характеристика |
Баллы |
22 и более |
Очень хорошо |
5 |
16-21 |
Хорошо |
4 |
12-15 |
Удовлетворительно |
3 |
8-11 |
Неудовлетворительно |
2 |
Оценить силовые способности мышц брюшного пресса можно с помощью теста, разработанного в Канаде. Испытуемый занимает положение лежа на спине, колени согнуты, стопы стоят на полу, ладони рук лежат на полу, концы пальцев касаются разметки. На расстоянии 8 см сделана другая отметка. Напрягая мышцы брюшного пресса, отрывая лопатки от пола, испытуемый скользит пальцами до второй отметки. Затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется без пауз, считают максимальное количество подъемов.
Таблица «Оценка силовых способностей мышц брюшного пресса»:
Количество раз |
Характеристика |
Баллы |
60 |
Очень хорошо |
5 |
45 |
Хорошо |
4 |
30 |
Удовлетворительно |
3 |
15 |
Неудовлетворительно |
2 |
Третий тест этой группы характеризует взрывную силу мышц ног. Это прыжок вверх с места. Чтобы выполнить этот тест, необходимо встать боком к стене, одна рука вверх, сделать отметку мелом и держать его пальцами. Выполнить прыжок вверх и сделать отметку мелом на максимальной высоте. Выполнить 3 раза. Измерить лучшую попытку.
Таблица «Оценка взрывной силы мышц ног»:
Высота прыжка, см |
Характеристика |
Баллы |
50 |
Очень хорошо |
5 |
40 |
Хорошо |
4 |
35 |
Удовлетворительно |
3 |
25 |
Неудовлетворительно |
2 |
Данные, которые приводятся в оценочных таблицах, характеризуют развитие силовых способностей мышц у занимающихся в возрасте до 30 лет.
Если тесты показали, что работоспособность, гибкость и сила мышц испытуемого развиты неудовлетворительно, то желательно заниматься аэробной тренировкой, стретчингом и упражнениями на развитие силовых способностей 3-4 раза в неделю самостоятельно или под руководством тренера. При возникновении болевых ощущений нужно обратиться к врачу. Если уровень развития работоспособности, гибкости и силы соответствует оценке «удовлетворительно», то нужно поддерживать и повышать этот уровень, занимаясь соответствующими упражнениями 2-3 в неделю. При хорошем и очень хорошем уровне развития физических качеств и способностей необходимы занятия для поддержания этого уровня.
Повторные тестирования проводятся периодически, через 3 — 6 месяцев с целью проследить динамику развития тех или иных качеств, скорректировать индивидуальный график тренировок, подобрать соответствующую программу занятий с учетом наклонностей и желаний занимающихся. Это может быть классическая аэробика высокой или низкой интенсивности, специальные занятия стретчингом, увеличение доли силовой подготовки на те или иные группы мышц в занятии.
Физические качества (общая характеристика)
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п. Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей — через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг физической подготовленности школьников как основа создания системы оценки эффективности и качества работы учителя.
Влияние уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет на овладение техническими элементами игры в волейбол на уроках физической культуры.
Конспект занятия по теме: «Уровень физической подготовленности школьников.»
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»
Проект педагогического эксперимента по теме: «Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников».
Статья «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ»
Статья по теме: ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Правила контроля и дозирования физической нагрузки
Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозированная физическая нагрузка остается универсальным методом профилактики ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, ожирения и других заболеваний. В последнее время отмечается определенный рост интереса населения к регулярным занятиям физической культурой. Физические нагрузки практически безопасны для людей с исходно хорошим уровнем физического здоровья, прошедших полноценное медицинское освидетельствование и получивших адекватные медицинские рекомендации. Физическую тренированность можно охарактеризовать как способность организма комфортно переносить повседневные физические нагрузки и успешно справляться с резко возникающими стрессовыми ситуациями. На индивидуальный уровень физической работоспособности влияют такие факторы, как возраст, пол, наследственность, наличие вредных привычек, характер питания. Понятие физического здоровья (physical fitness), или тренированности организма, включает в себе несколько компонентов. Продолжительность и количество тренировок в неделю, а также интенсивность физических нагрузок определяются уровнем тренированности организма, возрастом, наличием или отсутствием каких-либо хронических заболеваний, а также социальными потребностями человека. Любая индивидуальная тренировочная программа должна включать упражнения, направленные на гармоничное развитие всех основных компонентов физического здоровья. Любое тренировочное занятие должно состоять из разминки (warmup), основной нагрузки и заминки (cooldown).
Ниже приведена структура тренировочного занятия, рассчитанная на среднего здорового человека и направленная на поддержание минимального уровня физического здоровья организма. Она включает наиболее популярные виды тренировочных упражнений. Разминка продолжается пять-десять минут и включает в себя физическую нагрузку слабой интенсивности (ходьбу, медленный бег, упражнения на гибкость, вращательные и маховые движения верхними и нижними конечностями).
Она направлена на подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательных систем к основной тренировочной нагрузке. Ниже приведены основные типы основной тренировочной нагрузки. Тренировка на развитие мышечной силы (muscular srength) проводится минимум два раза в неделю в течение 20 минут. Наиболее эффективным способом развития мышечной силы является подъем тяжестей. Тренировка на развитие мышечной выносливости (muscular endurance) должна проводиться, по крайней мере, три раза в неделю по 30 минут и включать в себя упражнения для основных групп мышц: ритмические и пластические упражнения, отжимания, приседания, подтягивания, повторные поднятия тяжестей. Тренировка на развитие тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (cardiorespiratory endurance) проводится три раза в неделю в течение 20 минут и включает в себя продолжительную физическую нагрузку, осуществляемую в аэробном режиме. Наиболее распространенные виды такой нагрузки — быстрая ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах, а также игровые виды спорта (баскетбол, гандбол и т. п.).
Тренировка на развитие гибкости (flexibility) должна проводиться ежедневно во время разминки или заминки и включать упражнения на гибкость и растяжение. Заминка (сooldown) включает в себя нагрузку низкой интенсивности (например, ходьба или бег в медленном темпе), а также упражнения на развитие гибкости продолжительностью пять-десять минут.
Выносливость
В общем случае под ней понимают способность человеческого организма противостоять утомлению под влиянием нагрузок умеренной мощности, когда преимущественно наблюдается аэробный обмен в мускулатуре. Для его установления используется бег на дистанцию 3 и 2 километра для юношей и девушек соответственно. Но кроме этого, есть еще ряд специфических понятий.
- Спринтерская выносливость. Эта характеристика отображает возможность противостояния утомлению, когда работа ведется с максимальной мощностью, а также оптимальной частотой движения. Для выражения используется расстояние, что преодолевает человек с наибольшей скоростью в единицу времени.
- Скоростная выносливость. Данный параметр обозначает, какое расстояние может преодолеть человек с субмаксимальной скоростью за единицу времени. То есть двигаясь с отдачей на 90% от наибольшего значения.
- Силовая выносливость. Это способность мышц противостоять утомлению при многократных сокращениях. Такое наблюдается при длительной силовой работе.
Сила
Под этим подразумевается способность мышц преодолевать сопротивление. Оценка физической подготовленности в данном случае также осуществляется по нескольким направлениям:
Скоростная сила. Под этим подразумевается группа показателей. Это сила рук, ног, мышц спины и брюшного пресса. В первом случае измерение осуществляется исходя из количества подтягиваний, а также сгибаний и разгибаний рук в положении «упор лежа» за десять секунд на каждую проверку. Сила ног определяется посредством числа приседаний и выпрыгиваний за 20 с на одно упражнение
Для оценки брюшного пресса и спины берется во внимание количество подниманий туловища из положения лежа на спине до прямого седа, а также в висе подъем ног вперед – для каждого случая предусматривается десять секунд.
Абсолютная сила. Используется для характеристики возможностей преодоления внешнего сопротивления
Например, этот показатель очень актуален для штангистов. В данном случае физическая подготовленность – это степень силового напряжения, которая фиксируется во время преодоления максимальных сопротивлений. Для улучшения показателя необходимо улучшать нервно-мышечную координацию, а также увеличивать массу мускулатуры.
Относительная сила. Является противоположной абсолютной. В таком случае измеряется, насколько атлеты могут преодолеть вес собственного тела. Для оценки используются бег, гимнастика, прыжки, плавание.
Нормы занятий спортом
Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.
- Аэробная стойкость – умение долго делать упражнения средней нагрузки и противодействовать усталости. Аэробный метод использует кислород для преобразования углеводов в энергию. При продолжительных тренировках в этом процессе также участвуют жиры и отчасти белки. Аэробное занятие является практически идеальным для расходования жировой ткани.
- Быстрая закаленность – способность сопротивляться усталости в субмаксимальных по темпу работах.
- Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при довольно длительных силовых нагрузках. Ведь здоровье и физическая подготовленность как раз от этого и зависят. Энергосиловая выдержка демонстрирует, насколько мышечная масса может выносить дополнительные нагрузки и на протяжении какого периода можно сохранять такой тонус.
- Скоростно-силовая стойкость является умением выполнять достаточно долгие по времени тренировки энергосилового характера с максимальной быстротой.
- Пластика – это способность совершать телодвижения с большой амплитудой за счет гибкости мышц, связок и сухожилий. Отличная эластичность уменьшает возможность повреждений во время выполнения упражнений.
- Скоростью считается способность максимально быстро чередовать сокращение и расслабление мышц. От этого критерия во многом зависит физическая подготовленность учащихся.
- Подвижная сила мышц – ловкость при предельно быстрой работе с сильным утяжелением. При этом осуществляется мгновенный выброс энергии, практически не требующий значительного потребления кислорода. Регулярное мышечное напряжение обычно приводит к росту мощности и изменению формы мышц. Кроме этого, чем более развиты мускулы, тем меньше они склонны к травмам. Нормализуется вес человека, потому что мышечная ткань потребляет больше калорий, нежели жировая, даже на протяжении отдыха.
- Гибкость – способность производить координационно-сложную деятельность. Это качество в большей степени требуется в гимнастике, и занятия такими видами спорта приводят к развитию гибкости. Физическая подготовленность детей требует совершенствования гибкости.
- Строение тела зависит от соотношения мышечной, жировой и костной тканей. Эти пропорции частично отражают состояние спортивной подготовки и здоровья в зависимости от возрастной категории и веса. Излишнее содержание жировой прослойки увеличивает вероятность возникновения заболеваний сердца, печени, появления диабета, а также повышения артериального давления.
- Вес, рост и пропорции телосложения. Такие критерии определяют форму тела и его строение. Эти соотношения определяют максимальную готовность спортсмена к достижению конкретных результатов в соревнованиях.
Ловкость
Это способность двигательной системы выйти из любого положения. При этом с возникшей задачей необходимо справляться:
- быстро (скоро и споро);
- правильно (адекватно и точно);
- находчиво (изворотливо и инициативно);
- рационально (целесообразно и экономично).
В буквальном смысле ловкость как физическое развитие проявляется в хорошо развитой мелкой моторике рук и пальцев. Она выражается через совокупность координационных способностей, а также возможностей выполнять двигательные действия с требуемой амплитудой движений. Воспитывается ловкость посредством обучения различным двигательным действиям, а также благодаря решению соответствующих задач. При этом необходимо постоянно менять структуру совершаемых поступков. Физическая подготовленность детей в будущем играет немаловажную роль во взрослой жизни. Так, например, с хорошо развитой ловкостью пальцев значительно легче перебирать детали, бумаги и многие другие мелкие предметы.
Физическое развитие
Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека
Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Что такое ОФП? Комплекс упражнений ОФП
Если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, если работа носит специфический характер — специальной.
Координационные способности
Ловкость
Под ловкостью понимают, во-первых, способность осваивать двигательные действия, во-вторых, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Способность к расслаблению
Различают три вида напряженности мышц: тоническую, скоростную и координационную. Тоническая напряженность мышц отмечается при повышенном тонусе мышц в состоянии покоя. Скоростная напряженность возникает при высоком темпе движения в силу того, что мышца не успевает расслабляться. Координационная напряженность возникает как следствие повышенной напряженности мышц при недостаточно совершенном выполнении технических приемов.
Способность сохранять равновесие
Выделяют два вида равновесия: статическое, связанное с удержанием определенной позы, и динамическое, связанное со способностью сохранять определенное положение, либо быстро прийти в него под воздействием факторов извне.
Пространственная точность движений
Способность точно выполнять движения зависит от природной одаренности и общей двигательной подготовленности как спортсмена, так и любого человека, и проявляется она в возможности точно дифференцировать направление и скорость движения.
Гибкость
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени: динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде, статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием, статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.
В зависимости от того, какую разновидность гибкости хочет развивать человек, необходимо использовать разные виды растягивания.
Основной задачей ОФП спортсменов является создание общей двигательной подготовленности, которая служит фундаментом для Специальной Физической Подготовки (СФП).
Специальная Физическая Подготовка — это уже целенаправленное развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, с потенциалом предельного их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его спецификой.
Основой СФП являются специально разработанные и подобранные физические упражнения с характерными особенностями для основного (в выбранном виде спорта) двигательного действия.
Главные задачи СФП — овладение и совершенствование техники движений, избирательное развитие отдельных групп мышц (в соответствии с выбранным видом спорта), перенос развитых ОФП качеств в конкретное движение с достижением его максимальной эффективности, тактическая подготовка, достижение высокой спортивной формы, совершенствование психологической подготовленности. Данные задачи при качественном их решении обеспечивают достижение поставленных целей и высоких спортивных результатов.
Известно, что между ОФП и СФП существует прямая взаимосвязь, которая изучается в процессе многолетней тренировки. В большинстве случаев по мере роста спортивного мастерства объём средств ОФП уменьшается, а объём средств СФП возрастает. Однако, Общая Физическая Подготовка — неотъемлемая составная часть всех этапов и периодов спортивной тренировки, и значимость её не снижается даже при достижении высокого уровня спортивного мастерства.
В итоге, Общая Физическая Подготовка имеет высокую значимость в развитии не только личности конкретного человека, но и общества в целом, повышая тем самым качество жизни.
Регулярные занятия ОФП положительно влияют на людей любого возраста не зависимо от рода трудовой деятельности, к тому же «Здоровый образ жизни» в последнее время приобретает высокую популярность в обществе и является одним из показателей статуса «успешного человека».
К списку статей
От чего оно зависит?
Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.
Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.
Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным возрастным категориям. Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.
Понятие об общей и специальной физической
Специальная физическая подготовкахарактеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Известно, что различные виды спорта требуют различных способностей и неодинакового сочетания тех или иных физических качеств.
Так, спринтер должен обладать, прежде всего, высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношениями, условно обозначенном термином «спринтерская мощность», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения.
Стайеру же нужна в первую очередь выносливость стайерского типа, основанная на совершенном протекании аэробных обменных процессов и высоком уровне развития соответствующих морфофункциональных свойств организма.
От борца требуется особая силовая выносливость, специфические координационные способности и гибкость, сочетаемые со статическими и динамическими силовыми способностями.
У гимнастов особую роль играют способность быстро осваивать новые формы движений, способность выразительно и точно координировано выполнять комбинации специальных упражнений по строго заданной программе, а также координационная и силовая выносливость, позволяющая сохранять высокое качество движений на протяжении всей программы гимнастического многоборья.
В процессе занятий избранным видом спорта необходимо избирательно воздействовать на способности, отвечающие его специфике с тем, чтобы обеспечить максимально возможную степень их развития.
Этим и определяется суть специальной физической подготовки спортсмена.