Виды и назначение психологической подготовки

Содержание:

Спортивно-техническая подготовка; задачи, содержание и основы методики технической подготовки в процессе тренировки.

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

10 стр., 4825 слов

Средства и методы развития волевых качеств

Тема: «Средства и методы развития волевых качеств» Содержание Введение 1. Общее понятие о воле 2. Классификация волевых качеств 3. Волевые усилия и их значение в спорте 4. Правила воспитания волевых качеств 5. Методы формирования волевых качеств Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность темы. Стремление к наивысшим достижениям в условиях преодоления разнообразных трудностей …

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

Если спортсмен может рассчитать время собственного выступления, он и разминается вовремя — как раз, чтобы к своему старту быть в оптимальной физической форме.

Многие знают, что разминка снижает напряжение. Почему это происходит? Эмоциональное напряжение — это такая блокированная энергия, которая в теле проявляется в виде мышечных зажимов, разминка мышц освобождает эту энергию.

Т. е. хорошая разминка — это не только профилактика травм и возможность совершать движения с большей амплитудой, но и такой способ снизить эмоциональное напряжение через телесные движения, даже не осознавая его.

Неплохо было бы, чтобы у спортсмена был индивидуальный разминочный комплекс упражнений, который он выполнял бы автоматически. Тогда разминка может быть таким своеобразным ресурсом в стрессовой ситуации. Если ребенок автоматически делает хорошую разминку перед каждой тренировкой, он и в условиях, когда он волнуется, будет делать это так же тщательно.

Если спортсмен перед соревнованиями разминается небрежно — у него меньше шансов справиться со своим напряжением и похоже у него не сформирована привычка к разминке.

Психологи говорят, что привычка формируется 21 день — попробуйте.

Следует отметить, что разминочные комплексы для трудности и скорости должны быть несколько разные — все-таки разные задачи решаются.

Психика в стрессовой ситуации: можно ли к ней подготовиться?

Стресс для человека, живущего в ритме большого города, стал привычным явлением. Но психика не способна развиваться так же быстро, как современные технологии, поэтому она не успевает за свалившимися на нее нагрузками.

Сложные рабочие задачи, нестабильная экономика, постоянные конфликты морально утомляют, истощают организм. И хотя в некоторых ситуациях стресс может быть полезен, стимулируя мозговую деятельность, в повседневной жизни он вредит.

Психологи убеждают, что справиться со стрессом не так сложно, как кажется. Но для этого нужно подчинить жизнь определенному распорядку: соблюдать режим дня, добавить в меню витаминные комплексы, подобрать подходящую физическую нагрузку.

Самым сильным стрессовым фактором по результатам опросов признали необходимость пользоваться общественным транспортом. Замкнутое пространство, в котором одновременно находятся несколько десятков людей, духота и давка портят настроение даже очень спокойным людям. Чтобы избежать морального давления, желательно занимать место у окна или двери, не рассматривать людей, а постараться уйти в себя. Дышать глубоко и ровно, руки держать ближе к телу. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации людей, любящих заводить конфликты с попутчиками. На их попытки лучше вообще не реагировать, представив себя в другом месте.

Поддавшись влиянию стресса, человек может потерять чувство реальности. Психическое давление действует медленно, но его влияние обязательно проявится сразу несколькими симптомами:

  • головными болями и головокружением;
  • тошнотой, ухудшением аппетита;
  • беспричинной потливостью;
  • бессонницей;
  • ночным зубовным скрежетом;
  • бесконтрольным обкусыванием ногтей, кожи на пальцах;
  • повышенной эмоциональностью;
  • ухудшением памяти;
  • страхом, постоянным мышечным напряжением;
  • беспричинной паникой.

Немного про используемые некоторыми спортсменами стрессовые стратегии.

По моим наблюдениям некоторые спортсмены-скалолазы используют исключительно стрессовые стратегии при подготовке и участии в соревнованиях. Для того, чтобы показать результат — им обязательно нужен стресс, т. е. они умеют мобилизироваться только при помощи стресса. Способ очень неполезный для жизни и здоровья, изнашивающий организм.

Т.к. этот способ формируется не сразу — можно еще у детей-спортсменов заметить начало таких стратегий: заболел и с повышенной температурой выиграл, при этом получил мощное положительное подкрепление и если этот способ закрепился — организм в дальнейшем подсознательно сам ищет себе стрессы для получения эффективного результата. Некоторые спортсмены именно по этой причине употребляют алкоголь или психоактивные вещества.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Психологическая подготовка

Очень важна и психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям

Участникам турниров важно научиться спокойствию и моральному равновесию на протяжении всего соревнования, ведь волнение является главной причиной неудачных результатов (даже при хорошей физической подготовке). Важно воспринимать турнир как праздник, а не как действие, которое скорее хочется пережить и приступить к привычному образу жизни

Психологическая подготовка к соревнованиям должна быть направлена на получение объективной уверенности в собственных силах (учитывая уровень соперников)

Важно стремиться по максимуму проявлять свои навыки и знания, чтобы в итоге добиться победы. Но при этом нужно также подготовиться и к поражению, понимая, что участников соревнований много, а победителем станет только один

При правильном настрое поражение станет не «крахом», а отличной возможностью воспитать в себе моральную силу, а также сделать ряд выводов, которые помогут добиться успеха в будущем. Последней задачей психологической подготовки к соревнованиям в спорте является обучение способности управлять своими чувствами, мыслями и действиями.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.

Какие методы развития психики используют психологи?

Психологу, как и любому другому специалисту, необходимо повышать свою квалификацию, чтобы успешно справляться с профессиональными обязанностями. Комплекс подготовки психолога включает:

Развитие стрессоустойчивости. Работа с людьми требует от психолога повышенного эмоционального включения. Подверженность стрессу способствует быстрому истощению нервной системы психолога, поэтому он обязан обладать навыками самозащиты.
Развитие психических процессов. Психолог обязан постоянно повышать свою квалификацию, чтобы доставить клиенту максимальную пользу
Для этого он должен обладать высоким интеллектом, хорошей памятью и вниманием.
Развитие саморегуляции

Уравновешенность — одна из самых важных черт работы психолога, контактирующего с клиентами
Поэтому развитие саморегуляции и способности перенаправлять поведение важно для полноценного включения в рабочую задачу.
Направленность личности. Чтобы избежать профессионального выгорания, психолог должен развивать необходимые качества личности, культивировать стремление помогать людям, но в то же время не забывать о полноценном отдыхе.
Нормативность поведения

У всех работников сферы медицины и образования есть неофициальный профессиональный кодекс, определяющий нормативы поведения. Тренировки психики помогают отработать и закрепить необходимые этические навыки, помогающие в работе.
Формирование специализированного восприятия. Специальные навыки для работы психолога развиваются на основе личностных черт, но для их правильного формирования необходимо использовать особые профессиональные методики. В первую очередь они направлены на развитие эмпатии, умение выстраивать отношения с клиентом.
Совершенствование приемов самонастроя. Для психолога важно не просто отключаться от личных проблем во время работы. Он должен уметь создавать подходящий эмоциональный фон.

Сообщество психологов предоставляет специалистам обширный банк методик для самостоятельной и групповой регуляции. Каждый практический психолог обязан регулярно заниматься развитием профессиональных и личностных качеств, повышать базовый уровень развития.

Камень преткновения

Физические качества развить получается, а вот подготовить психику спортсмена к бою не всегда! Только личный опыт и практика помогут выйти на понятный уровень и найти способы воздействия на спортсмена.

Попробую объяснять. На слово «лимон» выделяется слюна. Но она выделяется только когда этот лимон побывал во рту. Нам надо искусственно вызвать особое состояние мышц (лёгкость, мгновенное включение, умение подёргивать к примеру изолированно разными группами, тепло, полную расслабленность), для этого мы должны иметь сильные, координированные мышцы, не забитые, чувствовать их тонус.

Кто и как будет вызывать в себе эти ощущения? По разному. Кто-то будет имитировать бой с тенью, кто то мелкие шажки, кто то «дёргать» группы мышц, а кто то представит в себе картинку, скажет заранее наработанные формулы (лимон) и всё начнёт происходить.

Для этого тренер, спортсмен, запоминают ощущения в мышцах, эмоциях, когда были наиболее удачные результаты, когда просто «пёрло»! С мышцами немного разобрались, теперь надо запускать нервную систему, дыхательную мускулатуру. Это тоже происходит посредством определённых, записанных внутри образов и команд, кодовых слов для себя, надо разбудить… взорвать …пустить управляемую реакцию на адреналин. Почувствовать, что ты можешь даже «выпрыгнуть из трусов», почувствовать на загривке, как у зверя мурашки, волосы встали «дыбом».

В общем опять разные ощущения, которые опять надо запомнить и вспомнить , хоть несколько раз, когда ты был «крутым» и научиться эти симптомы вызывать у себя

И теперь надо успеть включить третью составляющую… внимание, здесь опять всё по разному. Кто то видит всё, а у меня постоянная формула была…»как в тумане» ничего конкретного, всё плывёт и только по сигналу… видел любой миллиметр в движениях противника, даже шевеление волос

Поэтому без аутотренинга не обойтись. Если надо сказать «ушёл в палец», значит надо уйти. Приказать остановиться сердцу, значит пульс должен значительно сократиться, если сказать «стучать» значит должен пульс увеличиться. Тем самым вы научитесь управлять саматическими реакциями и вызывать в себе необходимые состояния боя.

Это проверено множество раз. Можно с любым учеником просто махаться и он на вас может спокойно нападать, а можно практически мгновенно «вызвать в себе состояние боя» и ваш оппонент останавливается практически мгновенно и не знает что делать. Спрашиваю, что произошло, почему встал? Ответ всегда один! Я почувствовал страх!

Только один важный момент! Если получилось вызывать в себе это состояние, а боя не произошло, то очень важно, нужно «сжечь» выделившийся адреналин. Обязательно дыхательные упражнения и желательна сразу же некая хорошая физическая нагрузка

Иначе такие штучки очень быстро «вылезут боком»!

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов.  В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:

ежедневные психологические тренировки, точное определение и постановка тренировочных целей, умение фокусировать внимание на упражнениях, способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам, имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом. Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям. Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей

Повышение концентрации и способности фокусировать внимание. Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля

Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Как может выглядеть планируемый результат?

Если тренер, или родители (если спортсмен ребенок), или сам спортсмен ориентируются на определенный результат достаточно жестко («Только победить»), при попытке соответствовать этим требованиям к волнению перед соревнованиями добавляется еще большее напряжение, и этот опыт не полезен, в последующем каждое соревнование может стать серьезным стрессом. Из более чувствительных, эмоциональных детей таким образом можно вместо спортсмена воспитать неврастеника. Или ребенок уйдет из спорта.

5 стр., 2461 слов

Психологические особенности личности тренера

… учеников стремление регулярно заниматься спортом; способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях. Тренер – это глубоко творческая личность. Исследователи проблем … ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды. Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и …

Я предлагаю ориентировать спортсменов на то, что соревнования — это такой срез их умений, но немного сместить фокус внимания — учить наблюдать собой и за лидерами — «Что умеет он и пока не умею я?», т.е. учить «учиться» на соревнованиях, получать новый опыт. Само по себе призовое место ценности не имеет, имеет ценность приобретенный опыт. По опросам лидеров даже первое место не всегда полезный опыт, иногда вместе с ним можно приобрести уверенность в своих силах, а иногда можно приобрести сильный страх, что в следующий раз не сможешь соответствовать ожиданиям, и в последующих соревнованиях этот страх может мешать.

Важно, чтобы планируемый результат не был жестко фиксирован, имел гибкие границы (например, попасть в «десятку», попасть в «двадцатку» или вообще — «показать свои навыки, чему я научился», «пробежать примерно с таким же временем как на тренировке», «пробежать трассу без срыва»), это снимает часть напряжения и позволяет выступить лучше. По моим наблюдениям иногда тренера не принимают, что у спортсменов на соревнованиях результат может быть хуже, чем на тренировке

Здесь полезно притормаживать. Не нужно усиливать стресс. Чем больше соревновательный опыт, тем больше результат на тренировке приближается к результатам на соревнованиях

По моим наблюдениям иногда тренера не принимают, что у спортсменов на соревнованиях результат может быть хуже, чем на тренировке. Здесь полезно притормаживать. Не нужно усиливать стресс. Чем больше соревновательный опыт, тем больше результат на тренировке приближается к результатам на соревнованиях.

Кстати некоторые спортсмены удивляют своего тренера тем, что на соревнованиях показывают результат выше, чем на тренировке. Похоже, что стресс их мобилизует на достижение максимально возможного результата, но это не означает, что с этого момента спортсмен начнет круто лазить, т. к. полученный опыт нужно еще осознать и присвоить.

Один из критериев того, что спортсмен находится в области неопределенных малоадекватных ожиданий, может быть то, что он не может спланировать результат. Здесь полезна помощь тренера. Обычно спортсмены с самооценкой, склонной к занижению свой результат планируют ниже, склонные к завышению самооценки — переоценивают свои навыки.

3 стр., 1500 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

… может уменьшиться во время соревнования. Одновременно спортсмена необходимо информировать о том, каким образом в результате предсоревновательной тревожности могут … напряжения. Психологическая подготовка (ПП)- это психолого-педагогический процесс формирования и совершенствования значимых для спортивной деятельности свойств личности спортсмена.   Психологические рекомендации спортсмену и тренеру …

Еще иногда полезно учитывать мотивацию спортсмена. Способный ребенок может быть не мотивирован к занятиям скалолазанием и тогда он тоже не хочет ничего планировать. Например, он может ходить на тренировки по причине того, что там компания хорошая или он не знает, чем еще заняться.

Цель психической подготовки – реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную тренировочную и соревновательную деятельность в избранном виде спорта. 4 стр., 1708 слов ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

… качеств далее будут рассмотрены подробно. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническая подготовка направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков в избранном виде спорта. Многократное повторение одних и тех … (восхождения); 2. Умение составлять тактический план с конкретным перечнем задач и предполагаемых способов их решения; 3.  Способность объективно …

Содержание средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.

1. По цели применяемые средства и методы психической подготовки делятся на:

• мобилизующие;

• корригирующие (направляющие);

• релаксирующие (расслабляющие).

2. По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на:

• психолго-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, комбинированные);

• психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные);

3. По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

• средства, направленные на коррекцию психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

• средства воздействия на волевую сферу;

• средства воздействия на эмоциональную сферу.

4. По времени применения средства и методы делятся на:

• предупреждающие;

• предсоревновательные;

• соревновательные;

• постсоревновательные.

5. По характеру применения их подразделяют на: саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие тренера, психолога, врача, массажиста).

Кому нужно укреплять психику: направления тренировок

Определение «психологическая подготовка» включает комплекс мероприятий. Для полноценного освоения выбранной методики нужно методично выполнять упражнения, не смешивая отдельные направления. Укрепление психики полезно всем людям, но в некоторых ситуациях оно жизненно необходимо. Среди специальных разделов психологической подготовки выделяют:

Общую, готовящую личность к правильным действиям в непредвиденных ситуациях

Развивает мышление, внимание, скорость реакции, волевую сферу, умение сдерживать эмоции. Программа тренировки состоит из нескольких ступеней с постепенным повышением уровня заданий

Программа считается удачно освоенной, когда человек овладевает высокой степенью саморегуляции, навыком моделирования действий с помощью аналитического мышления.
Целевую, помогающую добиваться конкретной цели. Программа развития корректирует готовность личности выполнять ряд действий для достижения цели.
Профессиональную, отрабатывающую у человека специфические навыки, необходимые для профессиональной деятельности. При правильном выполнении развивает волю, эмоциональную устойчивость, создает поле деятельности для профессионального роста.
Личностную, способствующую реализации внутреннего потенциала, развитию индивидуальных качеств. Развивает сильные стороны индивида, корректируя и замещая слабые.
Программирующую, формирующую четкую установку, не зависящую от поставленной задачи. Человек прибегает к ее выполнению в случае экстренной необходимости для преодоления внешней установки или в непредвиденной ситуации.
Коррекционную, направленную на индивидуальную или общую психокоррекцию. Она способствует развитию регуляторной и эмоционально-волевой составляющей личности. В результате коррекции человек должен успешно овладеть навыками командной работы, повысить волевые, мотивационные, интеллектуальные качества.
Адаптационную, подготавливающую индивида к действиям в экстремальных условиях. Помогает сократить адаптационный период, увеличить скорость действий в экстремальных условиях, повысить функциональные возможности.
Природную, направленную на создание условий, приближенных к дикой природе, содействующих развитию инстинктов. Цель программы подготовки — развитие необходимого уровня природной агрессии, усилению уровня личностной активности. Необходима для повышения конкурентоспосбности, повышения уверенности в себе.
Регуляционную, направленную на создание внутренних психологических резервов. Способствует развитию саморегуляции, умению контролировать свое поведение.
Реакционную, способствующую восстановлению нормальных психических процессов в нормальных условиях. В нее включают постстрессовую, постдепрессионную и посттравматическую. Действие психологической подготовки  направлено на повышение уровня стрессоустойчивости, снижение депрессивности, смягчение симптомов невротических заболеваний.
Интеллектуально-аналитическую, способствующую развитию общего уровня интеллекта, улучшению скорости обработки информации. Программа психологической подготовки развивает работу обоих полушарий, мышление, умение решать разноплановые задачи.

Для подготовки личности в психологии могут применяться разные методы воздействия: индивидуальные, групповые, самостоятельные, под руководством. Внешняя форма над личностью подразумевает внушение, убеждение, тренировки. Внутренняя использует аутотренинг, самовнушение, создание когнитивных карт. Для получения лучшего эффекта тренеры личностного роста рекомендуют использовать и самостоятельные и групповые методы развития.

Похожие термины:

  • (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. super — над) — полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства внутри страны, определяющая его независимость во внешнеполи

  • самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие о

  • см. Суверенитет.

  • по определению Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования язы

  • полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплот

  • см. Суверенитет.

  • см. Суверенитет.

  • право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.

  • полновластие народа; народовластие; осуществление государственной власти через народных представителей (представительная демократия) или непосредственно, путем референдума (непосредственная д

  • независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.

  • это верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международных отношениях. Верховенство государства на своей территории проявляется в концентрации в руках госуд

  • принцип международного права, содержится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. Подтверждается в Декларации об окружающей человека среде, принятой Стокгольмской конференцией О

  • ситуация, сложившаяся в СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. и выражавшаяся в линии союзных республик на получение широкой самостоятельности от союзной власти вплоть до независимости. П. с.,

  • учения, обосновывавшие юридическую природу суверенитета в федеративном государстве исходя из специфики подходов к пониманию характера взаимоотношений федерации и ее субъектов. Своеобразие под

  • институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (инсти

  • связанность государственной власти суверенитетом народа, правами человека и международными обязательствами, в том числе участием государства в международных сообществах. Поэтому в современном

  • принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и целостности, равноправия с другими государства

  • конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства. (Г.И.)

  • современные подходы к вопросу понимания юридической природы суверенитета в федеративном государстве, основывающиеся на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти за

  • учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно суверенитет принадлежит и ф

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Психология командной игры

В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера

Воспитание командного духа требует:

  • положительного воздействия на волевую направленность команды;
  • оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
  • планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.

Подготовка команды состоит из следующих методов:

  • оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
  • психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
  • составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
  • ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
  • мотивации на достижение общего результата;
  • снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
  • психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.

Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.

Как развивалась отечественная психология спорта

Если говорить о развитии данной дисциплины в нашей стране, то следует сказать, что советские исследователи шли в ногу со временем. Отечественная спортивная психология стала работать в этом направлении еще в 20-30 годах прошлого века. В этой связи нужно назвать имена таких исследователей как П.А. Рудик, Т.Р. Никитин, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни, З.И. Чучмарев. К примеру, еще в 1927 году в Москве вышла книга профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры», которая сразу вызвала интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. В 1930 году эта работа была переиздана. В ней автор указывал на значение физической активности не только для физического здоровья, но и для формирования личности.

Важной вехой в развитии отечественной спортивной психологии стал 1952 год, когда А.Ц. Пуни первым в стране защитил диссертацию по данной теме

Начиная с 30-х годов, методы психологической работы со спортсменами активно развивали в ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, в Ленинграде. Именно там были созданы первые методические программы по обучению данной дисциплине. Добавим, что по инициативе этого института в 1956 году в СССР прошло первое совещание, на котором обсуждались вопросы психологического сопровождения спорта. После этого подобные мероприятия стали проводится регулярно.

Анализ результатов.

Не надо весь акцент при анализе смещать на допущенные ошибки. Следует отметить, что неконкретный и жесткий разбор полетов вреден снижением самооценки.

Хуже вопроса: «Что ты такое делал?» придумать сложно. Так как этот вопрос вообще непонятно про что.

Проще отталкиваться от позитивного. Лучше простраивать перспективу на будущее. Например, можно задавать такие вопросы: «Что ты мог сделать, чтобы пролезть эту трассу лучше?», «Чему ты научился на этих соревнованиях?», «Что будешь делать дальше?» Не обязательно долго и нудно задавать все эти вопросы, главное понимать, в каком направлении двигать ребенка.

Полезно просматривать видеозаписи прохождения трасс в группе, но не забудьте спросить ребенка, можно ли его выступление публично анализировать.

Если полученный на соревнованиях результат намного хуже, чем запланированный спортсменом и скорректированный тренером, это похоже на психологические затруднения, нужна индивидуальная работа с психологом.

В дальнейшем планирую разобрать следующие вопросы;

· Что полезнее «пинать себя» или поддерживать?

· Как поддерживать себя при неудачах? Как правильно «пинать»?

· Индивидуальная формула самомобилизации.

· Как увидеть свои затруднения?

· Индивидуальные стратегии конкуренции.

Резюмируя ранее изложенное, я попытаюсь кратко ответить на вопрос «что такое психологическая подготовка спортсмена?»

Это увеличение количества осознанных элементов в своем спортивном опыте.

Наталья Антоненко, г. Красноярск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector