Адаптация персонала

Замри или умри!


0 Не все животные в минуту опасности спасаются бегством. Есть и особые хитрецы: они научились притворяться мертвыми, чтобы хищники принимали их за падаль. Так, раненый или сильно испуганный опоссум способен мастерски имитировать смерть. Он не просто падает и лежит неподвижно — у него стекленеют глаза, изо рта течет пена, а анальные железы испускают секрет с отвратительным запахом. Понюхав тело мнимого мертвеца, хищники, как правило, уходят. Говорят, что опоссум так вживается в образ, что остается недвижим, даже если его потрогать ногой или перенести в другое место. Лишь спустя некоторое время он придет в себя и убежит. Таким же талантом «умирать» обладает свиноносая носатая змея из семейства ужеобразных: при угрозе она поворачивается брюхом кверху и застывает.

Общее представление

Биологическая адаптация – это явление, объединяющее человека и неразумную жизнь. Термином принято обозначать способность подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Учитывают климат, внутренние изменения организма, уровень света и показатели давления окружающей среды, уровень влажности, вынужденную ограниченность реализации определенных функций. Внутренние изменения, к которым приходится адаптироваться, – это еще и различные заболевания.

Психологическая адаптация – это процесс подстройки личности под общественные требования, потребности себя самого, индивидуальный набор интересов. Социальная адаптация предполагает усвоение нормы, ценностей, актуальных для сообщества, в котором человек оказался. Это касается не только крупной общности, но и небольших социальных формирований, к примеру семьи.

Адаптация как биологическая основа эффектов занятий физическими упражнениями[править | править код]

Адаптация — это способность организма приспосабливаться к внешней среде или изменениям в самом организме. Различают процесс и состояние адаптации. Состояние адаптации — это состоявшаяся физиологическая адаптация. Оно характеризуется устойчивым уровнем активности и взаимосвязи систем органов, тканей и механизмов регуляции, обеспечивающих нормальный уровень жизнедеятельности организма в новых условиях внешней и внутренней среды. Это состояние достигается в течение определенного времени, за которое происходит адаптация (процесс адаптации) (Ключевые факторы адаптации…, 1986; Медведев, 1984; Солодков, Сологуб, 2003).

По механизмам возникновения различают такие виды адаптации:

генотипическая, обусловленная врожденными механизмами функционирования систем и возникшая на основе наследственности, изменчивости, естественного отбора, мутаций и являющаяся характерной для вида живых организмов;

фенотипическая, приобретаемая в течение индивидуальной жизни и проявляемая относительно влияния определенного фактора внешней среды (температура, АД, влажность, физические нагрузки и др.).

По срокам возникновения различают срочную (быструю, незавершенную) и долговременную (медленную, завершенную) фазы адаптации.

Срочная адаптация — это реакция организма на действующий раздражитель. Ее реализация происходит на основе сформировавшихся ранее физиологических механизмов. Адаптация реализуется «с места» и не является совершенной. Примером срочной адаптации являются физиологические реакции организма на выполнение физической нагрузки: повышение ЧСС, ЧД, АД и других показателей. Работа требует затрат энергии, и для ее реализации усиливается деятельность вегетативных систем.

Долговременная адаптация возникает в результате многократного влияния фактора, то есть многократной реализации срочной адаптации. Вследствие постепенного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — превращается в адаптированный, и потому одни и те же движения выполняются экономнее, эффективнее, а максимальная работа выводит организм на более высокий уровень функционирования.

Выполнение оптимальных, адекватных индивидуальным возможностям организма, физических нагрузок обеспечивает развитие структурных изменений прогрессивного характера — рациональной адаптации, что способствует развитию резервных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные физические нагрузки, превышающие функциональные возможности организма, вызывают нарушение функциональных связей между его структурными уровнями и ведут к развитию нерациональной адаптации. В отличие от рациональной, нерациональная адаптация характеризуется стремительным становлением и может сопровождаться дистрофическими изменениями тканей, а впоследствии и структурно-функциональными нарушениями органов и тканей (Алексаняйц, 2003; Козлов, 1997; Спортивная медицина…, 2003).

Срочная адаптация рассматривается как состояние общего напряжения организма, возникающее вследствие влияния очень сильного раздражителя. Термин «стресс» впервые использовал канадский ученый Ганс Селье в 1936 г. Он показал, что во время влияния на организм стрессового раздражителя возникает активизация деятельности организма, увеличивающая секрецию АКТГ, которая стимулирует прежде всего деятельность коры надпочечников.

Гормоны коры надпочечников стимулируют приспособительные механизмы, благодаря которым организм адаптируется к влиянию раздражителя. Механизмы такой срочной адаптации являются общими для разных стрессовых влияний — физических, химических, эмоциональных и др. В результате возникло понятие — общий адаптационный синдром (Дубровский, 2005; Фомин, Вавилов, 1991).

Общий адаптационный синдром — это комплекс неспецифических реакций организма на действие раздражителя, происходящих в несколько стадий: тревоги, резистентности, истощения.

Стадия тревоги характеризуется предельной мобилизацией функций. Физиологические механизмы этой стадии характерны для срочной адаптации, реализующейся по типу стресс-реакции с максимальной мобилизацией вегетативных функций.

Стадия резистентности характеризуется активным поиском устойчивого состояния. Ее механизмы являются основой долговременной адаптации.

Стадия истощения проявляется в случае, когда сила действующего раздражителя продолжает расти, превышая функциональные и метаболические возможности организма, возникает срыв адаптации, переходящий в дезадаптацию. При оптимальной организации тренировочного процесса стадия резистентности может не возникать в течение продолжительного времени.

Что делать, если период адаптации затянулся?

Целый ряд факторов способен затянуть процесс привыкания. Это и индивидуальные особенности протезируемой челюсти, и атрофия костной ткани. Труднее привыкнуть к новым зубам тем, у кого искусственная конструкция заменяет все зубы. Крепление съемного протеза к десне может вызывать дискомфорт. Слабая фиксация, ненадежное крепление также мешают чувствовать себя уверенно.

Чтобы привыкание прошло быстро, надо внимательно отнестись к выбору конструкции и материала. Хороший стоматолог поможет сделать правильный выбор. Повысить надежность фиксации можно при помощи специальных мазей и кремов. Не стоит часто снимать протез, пытаться самостоятельно исправить его или улучшить. Это только усугубит ситуацию. Если объективных показаний для отказа от протеза нет, стоит немного потерпеть — и все наладится.

В каких случаях необходима помощь протезиста

Начиная пользоваться зубными протезами, в первые дни необходимо прислушиваться к появлению боли или жжения в десне. В норме неприятные ощущения уменьшаются через 7–10 дней, исчезает покраснение и зуд. Если проблема остается или нарастает, лучше посетить стоматолога для консультации и осмотра. Иногда требуется коррекция основания или коронок, изменение валиков.

Непереносимость съемных зубных протезов

Период адаптации к съемным протезам условно делят на несколько фаз. Эти фазы проходит практически каждый, кто вынужден использовать вставные зубы:

  1. Фаза расположения начинается в момент первичной установки конструкции. Пациент воспринимает протез как инородное тело во рту. Невозможность забыть о находящемся в полости рта протезе ведет к возникновению рвотного рефлекса, нарушению дикции, напряжению мышц щек и губ.

  2. Фаза первичного торможения следует сразу за фазой расположения и продолжается до 5 дней. Большинство владельцев съемных протезов замечают, что в этот период восстанавливается нормальное слюноотделение, шепелявость проходит, мышцы губ и щек возвращаются в естественное состояние (рекомендуем прочитать: как и чем лечится большое слюноотделение?). Рвотный рефлекс снижается.
  3. Фаза полного торможения характеризуется «чрезмерным» привыканием к протезу. Теперь дискомфорт ощущается не от присутствия конструкции, а в то время, когда протез снят. Фаза наступает в период с 5 по 33 день с установки конструкции.

Следующей фазой становится уже полная адаптация. Жевательная функция, глотание, дикция восстанавливаются в полном объеме. Однако в некоторых случаях такого благоприятного развития событий не происходит. Возникает явление, которое называют непереносимостью. Симптомами ее служат:

  • эритема,

  • жжение,
  • локальные боли на поверхности слизистой или тупые в глубине,
  • непроходящие нарушения вкусовых ощущений, вся еда будто содержит пластмассу или металл.

Причиной непереносимости протеза часто бывает аллергическая реакция на материал, из которого выполнена конструкция. Механическое раздражение, вызванное некачественным изготовлением или неточной подгонкой, также заставляет пациента отказаться от ношения протеза. Причиной дискомфорта может стать микробное или грибковое заражение, а также нарушение работы иммунной системы или психическое состояние больного.

Какая помощь необходима при натирании протезом

Если на десне наблюдается покраснение, зубопротезное изделие провоцирует аллергию или боль, необходимо провести профилактику воспалений. После удаления зубного протеза из ротовой полости слизистую можно обрабатывать:

  • Солкосерилом;
  • маслом шиповника;
  • экстрактом прополиса.

После заживления необходимо надевать протез на 10–30 минут, постепенно приучая десны к ношению. Техник-стоматолог может скорректировать основу с помощью силиконовых вкладок или шлифовки.

Задачи системы адаптации персонала

Если правильно обучить персонал в ходе адаптационного периода, можно достичь следующих целей:

Снизить тревожность новичка, неуверенность в собственных силах

Новому сотруднику важно получать психологическую поддержку. Так он чувствует себя более уверенно, уменьшается риск ошибок

Специалист начинает лучше ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Сократить первоначальные издержки. Если новый персонал испытывает некие трудности с вливанием в коллектив, это негативно отражается на продуктивности, доход компании падает. Успешно пройдя адаптацию, сотрудник быстрее сможет понять и принять стандарты работы, увеличивая эффективность своего труда.
Сократить текучесть кадров. На любом предприятии текучесть кадров – неизбежный процесс. Некоторые ошибочно полагают, что если массово увольняются не менеджеры среднего/высшего звена, а простые работники, ничего критичного в ситуации нет. Если грамотно подойти к отбору, закрепить каждого специалиста на своем месте, можно в разы повысить эффективность работы каждого отдельного сотрудника и компании в целом. Если специалист и менеджеры перестанут уходить с предприятия, а будут стабильно выполнять свои функции, не нужно будет постоянно тратить время на обучение новых сотрудников. С грамотной адаптацией персонала достичь этого просто.
Сэкономить время опытных специалистов. Чем дольше новичок будет находиться на этапе «стажера», бояться серьезной работы, выполнять все поставленные перед ним задачи, тем дольше коллеги и непосредственный руководитель будут помогать делать ему его же работу.

Также важно обеспечить новичку позитивный настрой. Он должен получать чувство удовлетворенности от собственной работы

Также важно, чтобы каждый работник воспринимал компанию положительно, лояльно к ней относился. Если грамотно внедрить систему адаптации сотрудника, человек на начальном этапе уже поймет, как он будет осваиваться в коллективе, как будет происходить адаптационный процесс в целом. Если адаптацию провести правильно, работник и компания смогут максимально приспособиться друг к другу. Это поможет каждому работнику показывать отличные профессиональные результаты.

А если подробнее?

Особенности адаптации реактивного типа объясняются способностями организма отвечать на внешние факторы. В ходе взаимодействия происходит постепенное привыкание.

Оперантная адаптация существенно сложнее описанного выше реактивного метода. Она реализуема, когда у особи есть возможность взаимодействия и эксперимента, в ходе которого наблюдается отклик окружающего пространства. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи. Широко распространенный метод проб и ошибок – классический представитель этого вида адаптации. Сюда же относятся наблюдения, формирование ответных реакций.

Адаптация человека посредством когнитивного обучения предполагает выявление причинно-следственной связи между ситуациями с последующей оценкой происходящего. Для этого необходимо уметь анализировать полученный ранее опыт, а также обучиться предвидеть возможные последствия действий. Когнитивное обучение включает в себя латентное, инсайт, рассуждения и формирование психомоторных навыков.

Нюансы вопроса

Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.

Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.

В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.

Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.

Стресс и зависимость психологической адаптации

Стресс и тревога — два важных параметра адаптации. Общий адаптационный синдром и любой стресс вещи неразделимые друг от друга. В ответ на стрессовый фактор происходит усиление афферентной иннервации, что изменяет функциональную активность корковых и подкорковых структур головного мозга, оказывая непосредственное влияние на формирование у человека тревоги. Программируемая защитная реакция посредством эфферентных сигналов оказывает регуляцию нейрогуморальных механизмов, направляя их на защиту организма. Именно по этой причине во время тревоги активизируется симпатическая нервная система, что приводит к высвобождению биологически активных веществ в системный кровоток.

Ответы на часто возникающие вопросы

Вопрос №1: Работаю психологом в крупной консалтинговой компании, в последнее время все чаще возникает необходимость в принятии на работу новых сотрудников, работодатель настаивает, чтобы все проходили испытательный срок и адаптацию, подскажите, какой из методов самый эффективный и как можно ускорить этот процесс?

Ответ: Процесс адаптации глубоко индивидуален, у одного человека коммуникативные качества развиты больше и он будет быстрее контактировать с коллективом, а другой привыкает дольше, может быть имеет некоторые комплексы при новом общении, соответственно более замкнут и дольше адаптируется, поэтому вам, как психологу, рекомендую лично заняться этим вопросом, первой пообщаться с будущими работниками и прояснить ситуацию личных взаимоотношений с людьми, возможно потребуется провести некоторые тесты и воспользоваться методикой психоанализа и  исходя из этого вы поймете, кого можно адаптировать быстрее, а кому наоборот дать больше возможности влиться и не пропускать ни один из этапов, лучше не спешить и дать людям время освоиться, ведь от положительного настроя на рабочем месте зависит насколько продуктивным будет рабочий день.

Проявления и обучение

Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.

Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.

Клиника

Проявлениями патологии являются:

  1. слабость — результат любого потрясения,
  2. дисфункция самого слабого органа,
  3. снижение иммунитета и развитие инфекционных патологий,
  4. одышка — при незначительном стрессовом воздействии,
  5. учащенное дыхание до пересыхания слизистой носоглотки — при длительном и сильном переживании,
  6. стеснение, дискомфорт, боль в груди — признак спастического сокращения дыхательных мышц,
  7. приступы удушья,
  8. головная боль и головокружение,
  9. тахикардия,
  10. бессонница ночью и сонливость днем,
  11. отсутствие аппетита,
  12. гипергликемия,
  13. всплеск эмоций, чувство неконтролируемой тревоги, страха, возбуждения, агрессии,
  14. отчаяние, безнадежность,
  15. тошнота, однократная рвота,
  16. гипергидроз,
  17. озноб и жар,
  18. боль в животе,
  19. тенезмы и диарея,
  20. онемение конечностей – «ватные» ноги,
  21. недержание мочи.

К тяжелым признакам патологии относятся желудочно-кишечные кровотечения, гиперфункция и гиперплазия коркового слоя надпочечников, дисбаланс гормонов в крови, нарушение кроветворной функции, инволюция селезенки, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада.

Обучение: какое бывает?

Классический пример адаптации – научение посредством проб и ошибок. Он распространен и в человеческом обществе, и у животных. Объект, впервые встречая препятствие, пытается справиться с ним. Неэффективные действия отбрасываются, рано или поздно выявляется оптимальный вариант решения.

Формирование реакции – это в некоторой степени дрессировка. Такая адаптация предполагает награду за адекватную реакцию. Вознаграждение может быть физическим, эмоциональным. Некоторые психологи твердо убеждены, что детская адаптация наиболее эффективна именно таким путем. Едва малыш обучается произносить звуки, окружающие приходят в восторг от его лепета. Особенно ярко выражено это у матери, которой кажется, что чадо зовет именно ее.

Наблюдение – еще один путь обучения. Социальная человеческая активность во многом организована именно таким образом – особь наблюдает за тем, как ведут себя окружающие. Подражая им, человек учится. Особенность в том, что понимание значения действий и их последовательностей не предполагается.

Факторы адаптации персонала

Поскольку адаптация – двусторонний процесс, т. е. в него включены и работник и организация, все факторы, влияющие на него, можно разделить на две группы: относящиеся к работнику и относящиеся к организации.

Выделение факторов адаптации персонала, инициированных работником, обусловлено результатами многочисленных исследований, проведенных психологами и физиологами в рамках изучения связанных с ней проблем. Факторы разделяются на личностные и поведенческие. Первые являются относительно устойчивыми характеристиками работника; ко времени найма человек уже обладает определенным уровнем выраженности личностных особенностей, которые оказывают влияние на ход процесса адаптации и в целом на его результат. Поведенческие факторы адаптации проявляются непосредственно в трудовой деятельности работника. Они представляют достаточно широкий спектр активности, направленной на преодоление возникающих трудностей и поиск эффективной модели поведения в трудовой среде.

Дискуссионным остается вопрос о влиянии социально-демографических характеристик (стаж, возраст, образование, квалификация, пол, социальный статус, семейное положение и т. д.) на адаптацию. Так, согласно М. Мейгану, молодые сотрудники адаптируются существенно быстрее, чем пожилые.

Однако исследования немецкого ученого М.-Л. Рейн статистически значимой связи возраста работника и его способности к адаптации не установили.

Ключевым фактором адаптации персонала, относящимся к организации, является отработанность организационного механизма управления ее процессом. Однако этот фактор не является единственным, что в очередной раз отражает взаимосвязь и взаимовлияние не только разных направлений деятельности службы персонала, но особенностей организации в целом.

Существенное влияние на течение, темпы и результаты адаптации оказывают факторы-раздражители, воздействующие на работников непосредственно на рабочих местах (неприятные запахи; коллеги, не отвечающие на телефонные звонки; частые разговоры в офисе и по телефону; регулярно опаздывающие работники; беспорядок на рабочем месте; коллеги, льстящие руководителю; коллеги, постоянно напоминающие о том, что они задерживаются на работе; работники, которые никогда не нуждаются в небольшом перерыве.

Приведенные факторы показывают, что при разработке и оптимизации системы адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия и самого сотрудника; необходимо также учитывать различия на новом и прежнем местах работы, особенности новой и прежней профессий, так как существенные различия могут стать серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения результативной кадровой политики предприятия.

Причины

Психологическая адаптация формируется под воздействием ряда факторов, т.е. данный механизм можно считать мультифакториальным. Все причины возникновения данного синдрома можно подразделить на две большие категории:

  1. Факторы экзогенной природы;
  2. Факторы эндогенной природы.

В большинстве случаев к возникновению или активизации адаптационных механизмов приводят экзогенные, т.е. внешние факторы.

К экзогенным относят:

  • Физические факторы, такие как колебания атмосферного давления или температуры окружающей среды;
  • Химические – повышенная или пониженная концентрация кислорода, углекислого газа в окружающей среде, длительное голодание, различного рода интоксикации химическими агентами;
  • Биологические – присоединение инфекции с формированием интоксикации организма продуктами метаболизма бактерий.

К эндогенным причинам относят:

  • Органная недостаточность или выраженное снижении функциональной активности какого-либо органа;
  • Избыток или дефицит биологически активных веществ в организме.

Стресс и общий адаптационный синдром неразрывны между собой, а зависимость между степенью стресса и адаптационными факторами формируется за счёт вышеперечисленных причин.

Сроки привыкания

Время, которое требуется для привыкания к зубному протезу, зависит от установленной конструкции и состояния десен. Минимальный срок составляет 10 дней, адаптация к полному протезу может растянуться на 6 месяцев.

Важнейшую роль в адаптации играет четкая подгонка протеза. Свободно вставляющаяся и слабо фиксирующаяся конструкция будет смещаться, травмировать слизистую десен. Привыкание осложняет и атрофия челюсти, вызванная длительным отказом от протезирования.

Некоторые пациенты долго привыкают к вставным конструкциям, так как стремятся снять их при малейшем дискомфорте. В среднем на полную адаптацию к качественно изготовленному протезу уходит месяц.

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность. У растений – это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья физиологическая адаптация рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 оС. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Завершая рассмотрение

Один из методов обучения в рамках адаптации – инсайт. Термином принято обозначать ситуацию, когда индивидуум в разные моменты времени получает данные, которые затем формируются в единую картину. Полученная карта используется при необходимости выжить в условиях адаптации, то есть в ситуации, совершенно новой для особи. Инсайт в некоторой степени – творческий процесс. Решение, как правило, появляется непредсказуемо, спонтанно, является оригинальным.

Рассуждения – еще один актуальный метод адаптации. Прибегают к нему в случае, когда готовое решение отсутствует, пробы с возможным совершением ошибок представляются малоэффективным вариантом. Результат, который получает рассуждающая особь, в будущем применяется для выхода из различных ситуаций.

Шевеление волосами


0 Самые древние представители копытных Северной Америки, последние из семейства вилороговых, которое когда-то насчитывало 70 видов, вилороги — сами по себе уникальны. А еще они — серебряные чемпионы по бегу среди животных: разгоняются до 67 км/ч, уступая в скорости лишь гепардам. Но самое главное — у вилорогов чрезвычайно развиты мускулы, и есть среди них особенные, позволяющие менять угол наклона волос относительно кожи. Если холодно — вилороги кладут шерсть горизонтально, если жарко и нужно охладиться — взъерошивают волосы. Эта адаптационная система помогает вилорогам в минуты опасности: заметив угрозу, одно из животных, стоящее на стреме, взъерошивает волосы своего белого «зеркала» — пятна вокруг хвоста. Заметив сигнал сторожа, другие члены стада так же делают пушистым свой зад, предупреждая остальных. Этот знак тревоги можно заметить невооруженным глазом более чем за 4 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector