Оценка физического развития ребенка по сигмальным таблицам

Содержание:

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

показатель коридоров
центили
область величин
встречается у здоровых детей
рекомендации
оценка развития
1 и ниже
до 3
очень низкая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
низкое
1–2
3–10
низкая
в 7% случаев
Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов.
гармоничное, ниже среднего
2–3
10–25
ниже среднего
в 15% случаев
Не нуждается в дополнительных обследованиях
гармоничное, соответствующее возрасту
3–6
25–75
средняя
в 50% случаев
6–7
75–90
выше среднего
в 15% случаев
7–8
90–97
высокая
в 7% случаев
Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья.
гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора
выше 97
очень высокая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Оценка физического развития по оценочным таблицам (шкалам регрессии)

В связи с существующей зависимостью между основными показателями их разработку лучше производить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют коррелятивные решетки для зависимости роста от массы тела и роста от ОГК, с помощью решеток кроме уже указанных показателей вычисляют:

Коэффициент корреляции (r) — число выражающее величину связи 2х или нескольких признаков.

Коэффициент регрессии (Ry/x) — показывает изменение одного признака при изменении другого на единицу.

Сигму регрессии (δR), частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Порядок работы:

  • Определить к какой группе роста относится испытуемый;

  • Определить должные МТ и ОГК;

  • Найти разницу между этими и реальными данными;

  • Степень расхождения выразить в δR.

Оценка:

  • Гармоничное — в пределах ± δR

  • Дисгармоничное — в пределах ± 2 δR

  • Резко дисгармоничное — свыше ± 3 δR

Достоинство: оценка производится по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.

Недостаток: неприменим при оценке развития детей, имеющих непропорциональное развитие отдельных признаков.

Таблица роста и веса подростков

Как известно, существуют определенные нормы роста и веса для маленьких детей и для подростков. Эти нормы часто вывешиваются в кабинетах педиатров для того, чтобы следить по ним за развитием детей.

Но в то же время все эти таблицы роста и веса весьма относительны, особенно для подростков. На физические параметры тела человека влияет множество факторов, а не только его возраст. Наибольшее влияние на эти данные имеет наследственность, а также образ жизни подростка. Кроме этого, подростки различаются по массе костей, телосложению, особенностями роста и набора веса. Поэтому все таблицы соотношения роста и веса подростков весьма условны, и представляют собой набор статистических данных за несколько предыдущих периодов.

Учитывая тот фактор, что данные являются статистическими, то наиболее полно отражают картину те таблицы, которые были составлены не позднее, чем 10 лет назад, и именно в вашей стране. Не стоит забывать, что помимо личных данных каждого человека, на статистику влияет и генотип отдельно взятой народности. И мы надеемся, что вы понимаете, что искать соответствие роста и веса современного подростка и, например, африканских подростков в период начала двадцатого века, все-таки нецелесообразно.

В представленных антропометрических таблицах роста и веса подростка находятся процентные соотношения детей с тем или иным ростом (весом).

Данные трех средних колонок («Ниже среднего», «Средний», и «Выше среднего») характеризуют физические данные большей части подростков в данном возрасте. Данные второй и предпоследней колонки («Низкий» и «Высокий») характеризуют меньшую часть всей совокупности подростков в данном возрасте. Но не стоит придавать этому слишком большое значение. Возможно, такой скачок или наоборот отставание вызвано индивидуальными особенностями организма конкретно взятого подростка, и повода для переживаний, скорее всего, нет. Что же касается попадания замеров подростка в одну из крайних колонок («Очень низкий» и «Очень высокий»), то тут лучше обратиться за консультацией к врачу. Врач в свою очередь направит подростка на сдачу анализов на гормоны, и подтвердит или опровергнет наличие заболеваний в эндокринной системе подростка.

Разграничение нормы роста и веса подростков аж на 7 категорий («Очень низкий», «Низкий», «Ниже среднего», «Средний», «Выше среднего» «Высокий», и

Если ваш ребенок в отдельно взятый момент времени не попадает в средние нормы роста и веса подростков его возраста, то особо переживать не стоит. Можно перемерять его через месяц, и увидеть какие-либо тенденции к изменению. В таком случае, исходя из этих тенденций, и стоит делать выводы о том, нужно ли вам обращаться к врачу.

Центильный метод оценки физического развития

Центильный метод позволяет оценить морфофункциональные показатели с учетом их несимметричного распределения, т.е. он более корректен с позиций математической статистики, прост в работе т.к. исключает какие-либо подсчеты.

Разновидности:

  • Одномерный (по Матвеевой Н.А.);
  • Двумерный (по Матвеевой Н.А.);
  • По Воронцову И.М.

Сущность центильного метода:

Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадание в которые имеет равные вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерения неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50й центиль. Обычно для характеристики распределения признака приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3й, 10й, 25й, 50й, 75й, 90й, 97й.

3й центиль — такая величина исследуемого признака, меньше которой она у 3% вариант исследуемой группы.

50й центиль — медиана ряда.

Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и выражают ее в %; промежутки между центильными вероятностями — центильными коридорами.

Одномерная центильная шкала по н.А. Матвеевой

Очень трудоемка, используется при оценке результатов углубленных медицинских осмотров (поступление в школу, 3й, 6й, 8й классы).

Шкала разработана для 11 признаков:

  1. Длина тела, см;
  2. Масса тела, кг;
  3. Окружность грудной клетки, см;
  4. Жировая складка на животе, см;
  5. Число постоянных зубов;
  6. ЖЕЛ, мл;
  7. Мышечная сила правой руки, кг;
  8. Мышечная сила левой руки, кг;
  9. Частота сердечных сокращений;
  10. Максимальное давление, мм рт. ст.;
  11. Минимальное давление, мм рт. ст..

Таблицы разработаны для мальчиков и девочек с возрастным интервалом в 1 год. За «N» признака принимаются значения ограниченные 4 и 5 интервалами. При оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из 8 центильных интервалов.

5 стр., 2455 слов

2. Понятие коллектива и основные стадии его развития Признаки коллектива

Тема№6 Понятие коллектива, стадии развития коллектива. Педагогика временного детского коллектива Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психологическое и социально- …

Оценка:

  • 1 интервал — очень низкие;
  • 2 интервал — низкие;
  • 3 интервал — сниженные;
  • 4-5 интервал — средние;
  • 6 интервал — повышенные;
  • 7 интервал — высокие;
  • 8 интервал — очень высокие.

Ведущими признаками считают длину и массу тела.

Гармоничность:

Гармонично — если длина и масса тела лежат в одном или соседнем центильном интервале.

Дисгармонично — длина и масса тела выходят за границы соседних интервалов.

Недостаток:

Имеет тот же недостаток, что и метод сигмальных отклонений, в них масса не зависит от длины тела. Для преодоления этого недостатка создана двумерная центильная шкала.

Оценка физического развития по оценочным таблицам (шкалам регрессии)

В связи с существующей зависимостью между основными показателями их разработку лучше производить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют коррелятивные решетки для зависимости роста от массы тела и роста от ОГК, с помощью решеток кроме уже указанных показателей вычисляют:

Коэффициент корреляции (r) — число выражающее величину связи 2х или нескольких признаков.

Коэффициент регрессии (Ry/x) — показывает изменение одного признака при изменении другого на единицу.

Сигму регрессии (δR), частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Порядок работы:

  • Определить к какой группе роста относится испытуемый;
  • Определить должные МТ и ОГК;
  • Найти разницу между этими и реальными данными;
  • Степень расхождения выразить в δR.

Оценка:

  • Гармоничное — в пределах ± δR
  • Дисгармоничное — в пределах ± 2 δR
  • Резко дисгармоничное — свыше ± 3 δR

Достоинство: оценка производится по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на …

Недостаток: неприменим при оценке развития детей, имеющих непропорциональное развитие отдельных признаков.

Практическая работа №6 Методы оценки физического развития. Метод сигмальных отклонений.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков,
среди которых

  • соматометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки),
  • соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения,
    эластичность кожи, половое созревание),
  • а также физиометрические показатели
    (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).
  1. Гетерохронность (неодновременность роста и развития отдельных органов и систем),
    гетероморфность(неравномерность роста и развития, половой диморфизм обусловленность темпа роста
    и развития полом).
  2. Взаимосвязанность показателей физического развития.
  3. Возможную асимметрию показателей.

Метод сигмальных отклонений
Метод сигмальных отклонений может быть востребован при оценке физического развития детей и подростков.
Каждый из индивидуальных признаков (длина тела в см, масса тела в кг, окружность грудной
клетки в см и др.) сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и пола,
находят фактическое отклонение от неё (со знаком «+»,
если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «-»
в случае недостаточного развития признака).

Эту величину делят на среднее квадратическое отклонение (σ), находят сигмальное отклонение,
которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отличаются показатели
у исследуемого ребенка (подростка) от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.
Данная величина еще носит название нормированного отклонения.

Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах М ± 1σ
указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели
находятся в пределах от -1σ до -2σ.
При низком физическом развитии от -2σ
до -3σ. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах
от +1σ до +2σ, а при высоком от +2σ до +3σ.
При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается длина тела,
так как этот признак наименее подвержен внешним влияниям, характеризует ростовые процессы детского организма.

Величины сигмальных отклонений по каждому признаку могут быть полезными для суждения
о гармоничности развития. Если все они укладываются в интервал 1 сигмы, развитие читается гармоничным.
В случае, если разброс признаков превышает одну сигму — развитие дисгармоничное.
И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2 сигмы,
такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Недостатком этого способа оценки физического развития является отсутствие корреляционной
зависимости между сравниваемыми признаками. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.
Вместе с тем, этот метод учитывает гетерохронность физического развития и половой диморфизм.
Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отношений приводится
ниже (таблица 30):

Таблица 30
Оценка физического развития мальчика в возрасте 10 лет методом
сигмальных отношений
Признак Индивидуальныйпоказатель Стандартные показатели Величинафактическогоотклонения Величинасигмальногоотклонения

М
σ

Длина тела стоя,см
133,4
131,8
6,1
+1,6
+0,3

Масса тела,кг
31,4
28,1
2,4
+3,3
+1,4

Окружностьгрудной клетки,см
65,8
63,7
3,1
+2,1
+0,7

Расчет величины фактического отклонения:

  • длина тела (133,4 — 131,8) = +1,6,
  • масса тела (31,4 — 28,1) = +3,3,
  • окружность грудной клетки (65,8 — 63,7) = +0,7.
  • длина тела (1,6 / 6,1) = 0,3,
  • масса тела (3,3 / 2,4) = 1,4,
  • окружность грудной клетки (2,1 / 3,1) = 0,7.
Рис. 6. Профиль физического развития

При оценке полученного профиля выявлено, что два из трех оцениваемых признаков длина тела
и окружность грудной клетки находятся в пределах средних величин
(М ± 1σ),
а масса тела в интервале «выше среднего» (М + 1σ М + 2σ).

Вывод: таким образом, физическое развитие мальчика можно оценить как среднее, дисгармоничное,
так как масса тела по отношению к длине тела и окружности грудной клетки увеличена,
что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Итоги индивидуальной оценки физического развития позволяют оценить физическое развитие
коллектива детей (таблица 31).

Таблица 31
Распределение вариантов индивидуальной оценкифизического развития коллекива детей (%)
Возраст,лет Нормальноефизическое развитие Избыток массы телаM > +2σ Дефицит массы телаM < -1σ Низкий ростM < -2σ

Двумерная центильная шкала (матвеева н.А. И соавторы)

Шкала составлена для длины и массы тела.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих …

Физическое развитие оценивают по тому, в какой интервал возрастной шкалы попадает величина длинны или массы тела испытуемого.

Гармоничность оценивают по интервалу номограммы, в котором пересекаются перпендикуляры от длинны и массы тела.

Оценка:

ІV и V – гармоничное

III и VI — дисгармоничное

I-II и VII-VIII – резко дисгармоничное

Для характеристики физического развития достаточно определить уровень длинны тела по возрастной шкале, затем по номограмме установить степень соответствия массы тела длине.

На основании этого метода выделяют 3 группы физического развития:

1. Нормальное – длинна тела с III по VI интервал, соотношение длины и массы

тела ІV-V;

2. Группа риска –

а) длина – VII или II при гармоничном развитии ІV-V;

б) длина тела — VII или II при дисгармоничном развитии III или VI интервал;

3. Группа с отклонениями в физическом развитии – все остальные.

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года

Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:

  1. Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
  2. Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
  3. Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
  4. Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).

Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.

Другие методы оценки развития

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:

  1. Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
  2. Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
  3. Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:- вес тела,- рост;- окружность (объем) грудной клетки;- количество коренных зубов;- емкость легких;- частоту (количество ударов в минуту) пульса;- размер жировой складки в районе пупка;- силу мышц левой руки;- силу мышц правой руки;- минимальное и максимально артериальное давление.Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы.
  4. Двумерная центильная таблица. Оценка происходит по восьмибалльной шкале, которая учитывает соотношение пола, возраста, длины и веса тела.
  5. Центильная таблица по И. М. Воронцову. В ней используется шкала, которая учитывает три основных показателя – длину тела, вес ребенка и размер грудной клетки. Тесты (скрининги) по этому методу используют при профилактических осмотрах с целью определения группы детей с выраженными отклонениями развития.
  6. Комплексный метод.

Одномерная центильная шкала по н.А. Матвеевой

Очень трудоемка, используется при оценке результатов углубленных медицинских осмотров (поступление в школу, 3й, 6й, 8й классы).

Шкала разработана для 11 признаков:

  1. Длина тела, см;

  2. Масса тела, кг;

  3. Окружность грудной клетки, см;

  4. Жировая складка на животе, см;

  5. Число постоянных зубов;

  6. ЖЕЛ, мл;

  7. Мышечная сила правой руки, кг;

  8. Мышечная сила левой руки, кг;

  9. Частота сердечных сокращений;

  10. Максимальное давление, мм рт. ст.;

  11. Минимальное давление, мм рт. ст..

Таблицы разработаны для мальчиков и девочек с возрастным интервалом в 1 год. За «N» признака принимаются значения ограниченные 4 и 5 интервалами. При оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из 8 центильных интервалов.

Оценка:

  • 1 интервал — очень низкие;

  • 2 интервал — низкие;

  • 3 интервал — сниженные;

  • 4-5 интервал — средние;

  • 6 интервал — повышенные;

  • 7 интервал — высокие;

  • 8 интервал — очень высокие.

Ведущими признаками считают длину и массу тела.

Гармоничность:

Гармонично — если длина и масса тела лежат в одном или соседнем центильном интервале.

Дисгармонично — длина и масса тела выходят за границы соседних интервалов.

Недостаток:

Имеет тот же недостаток, что и метод сигмальных отклонений, в них масса не зависит от длины тела. Для преодоления этого недостатка создана двумерная центильная шкала.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль»  Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа.  Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector