Как рассчитать биологический, «настоящий» возраст человека? отрывок из книги о старении
Содержание:
- Биологический возраст по данным медицинской статистики
- Тест для определения биологического возраста по состоянию кожи
- Как определить внутренний возраст человека: популярный тест
- Трудности пересчета
- Биологический возраст человека. Критерии
- Как узнать свой психологический возраст
- Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
- Чем отличаются периоды
- Как в психологии рассматривают разницу физического и душевного развития?
- 2 Психологический возраст
Биологический возраст по данным медицинской статистики
Медицинская статистика России и стран СНГ за последние 120 лет показывает, что смертность, связанная с возрастным изнашиванием организма резко возрастает с 50 до 65 лет, а затем плавно уменьшается.
Другими словами, этот период жизни является критическим
На данном факте недавно заострил внимание членов Общественной палаты РФ доктор медицинских наук, профессор МГУ, член Президиума Общероссийского совета по вопросам качества жизни граждан России Игорь Гундаров
Он также подчеркнул еще один интересный аспект возрастной проблемы: «На пенсию нужно идти по старости!». Что же это означает?
Дело в том, что люди, достигшие определенного хронологического возраста, чаще всего в реальности ему совершенно не соответствуют — их биологический возраст может быть как ниже, так и выше указанного в паспорте. Он возрастает при:
- неблагоприятных социальных условиях;
- воздействии вредных факторов окружающей среды;
- тяжелой и напряженной физической работе.
Именно поэтому пенсионная реформа не затронула работников ряда профессий, жителей. Крайнего Севера, многодетных матерей и граждан с большим стажем работы.
Тест для определения биологического возраста по состоянию кожи
Другой популярный тест для определения биологического возраста кожи так же прост и доступен. При дневном освещении внимательно изучите свое лицо и за каждый выявлен- ный изъян поставьте соответствующий балл. Далее просуммируйте их все и к конечному результату прибавьте число 20 — полученное значение и есть биологический возраст вашей кожи.
- Коричневые пятна +5
- Морщины между бровями +3
- «Гусиные лапки» +4
- Морщины под глазами +4
- Мешки под глазами +4
- Опущение верхнего века +4
- Четко выраженные носогубные складки +3
- Морщины вокруг губ +5
- Ослабление мышц овала лица +5
- Морщины на губах+4
- Морщины на шее +5
- Двойной подбородок +4
Как улучшить состояние кожи
Невозможно сохранить кожу свежей и здоровой, оставив без внимания фундаментальные составляющие ее здоровья.
Исследования диетологов доказали, что оптимальный режим питания, позволяющий успешно противостоять возрастным изменениям кожи, заключается в полноценной, насыщенной животными белками (протеинами) пище. Их недостаток препятствует восстановлению клеток и ускоряет процесс старения.
С углеводами, напротив, следует вести себя осторожно. Взаимодействуя с коллагеном, сахар способствует гликолизации организма — реакции между углеводами (фруктозой, глюкозой) и белками без участия ферментов
Этот процесс приводит к повреждению тканей организма и неизбежно отражается на коже — она теряет эластичность, становится «негибкой» и пигментированной («старческая гречка»).
Наша кожа в немалой степени зависит и от того, что и в каких количествах мы пьем, так как один из главных секретов ее чистоты и упругости заключается в насыщенности влагой. Поэтому помните, что если употреблять недостаточно жидкости, никакие увлажняющие кремы вам не помогут!
Стражем красоты и молодости кожи является витамин С, в основе полезных качеств которого лежат антиоксидантные свойства. При регулярном употреблении продуктов, содержащих его, цвет лица приобретает матовый оттенок, кожа становится более упругой, исчезают нарушения пигментации.
Также полезны для кожи витамины Е (токоферол) и N (альфа-липоевая кислота).
Многие уверены, что загар придает телу привлекательный вид. На самом деле загорелая кожа — только индикатор продолжительного воздействия ультрафиолета, наносящего ее клеткам значительный ущерб. Поэтому специалисты рекомендуют женщинам любого возраста, а пред пенсионного особенно, не увлекаться солнечными ваннами.
Иногда для улучшения состояния кожи врачи советуют пройти курс гормонотерапии. Конечно, эстроген не является источником вечной молодости, но кроме своего прямого предназначения женский половой гормон обеспечивает кожу дополнительным жиром, влагой и коллагеном.
Однако всегда следует помнить, что есть более глобальный способ продления молодости кожи — профилактика преждевременного старения всего организма! Недаром кожу называют «зеркалом здоровья».
И если общий биологический возраст человека выше должного, никакими местными процедурами не вернешь коже былую красоту и молодость. Таким образом можно легко определить биологический возраст мужчины (женщины), используя наш тест.
Как определить внутренний возраст человека: популярный тест
Для точного определения уровня внутреннего состояния следует использовать только проверенные тесты, разработанные профессиональными психологами. В российской психологии за основу берется опросник С. Степанова. С его помощью можно определить, на каком этапе развития находится психика: подростковом или зрелом.
Проходить тестирование можно самостоятельно, без помощи психолога, достаточно внимательно прочитать инструкцию. Опросник включает 25 утверждений. К утверждениям прилагаются варианты ответа от полностью согласен до полностью не согласен. Испытуемый должен вызвать подходящий вариант, наиболее соответствующий его отношению к утверждению. Утверждения просты, их сможет понять даже школьник.
Чтобы получить достоверный результат, нужно:
- Отвечать на вопросы честно. Над утверждениями нельзя долго размышлять — это снижает концентрацию и мешает выбрать правильный вариант.
- Выбирать только один вариант. Ключевой ответ нужно выбирать по внутренним ощущениям, не пытаясь выбрать более благовидный вариант.
- Через некоторое время пройти тест повторно. Часто результаты могут отличаться на несколько лет из-за того, что в первый раз испытуемый был взволнован или невнимателен.
Результаты могут оказаться неожиданными. Но в любом случае не нужно относиться к ним слишком серьезно, ведь внутренний возраст всегда можно изменить.
Трудности пересчета
Список потенциальных маркеров биологического возраста на этом не заканчивается. В качестве кандидатур предлагают и циркулирующие в крови обломки ДНК, и количество сахарных остатков на внеклеточных белках, и даже особенности головного мозга на снимках МРТ. В одном недавнем исследовании подсчитывали возраст мозга по количеству потребляемого кислорода на единицу глюкозы. Расщепление глюкозы без участия кислорода считали «детским» признаком, а полноценное кислородное дыхание — «взрослым». Этот метод предсказывал возраст с точностью лишь до 8,5 года, зато мозг женщин оказался в среднем на четыре года моложе, чем мозг мужчин. Подобных примеров можно было бы привести множество, и число кандидатов в биомаркеры продолжает расти.
Проблема в том, что их предсказания плохо согласуются друг с другом. И если внутри каждой группы маркеры еще можно привести к общему знаменателю — например, одинаково откалибровать все виды эпигенетических часов, — то между группами различия остаются глубокими. В разных исследованиях они ведут себя по-разному: где-то часы Хэннама (но не Хорвата) позволяют предсказать риск снижения умственных способностей и моторных навыков, в другой работе уже только часы Хорвата связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. В третьем исследовании индекс хрупкости гораздо аккуратнее определяет биологический возраст, чем часы метилирования, а в четвертом ни один из маркеров не смог предсказать ни один из возрастных признаков достаточно точно.
Возможно, дело в узкой «специализации» большинства биологических маркеров, которые оказываются показательными только в «своей» области. Концентрации липидов тесно связаны с ожирением, МРТ мозга — с умственными способностями, длина теломер — с регенерацией и так далее. Но, если это так, можем ли мы по возрасту одного органа или системы органов судить о рисках для организма в целом?
Биологический возраст человека. Критерии
В дальнейшем костный возраст девочек также опережает костный возраст мальчиков на 12-18 мес. В пубертате половое различие по этому показателю достигает в среднем 18-24 мес.
По костному возрасту можно оценить динамику полового созревания. Началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в I пястнофаланговом суставе. При этом у девочек отмечается начальное развитие молочных желез и оволосение лобка I-II степени, а у мальчиков — начальное увеличение яичек и наружных гениталий с возможным появлением волос на лобке. К моменту синостозирования I пястной кости у девочек появляются первые менструации, а у мальчиков — регулярные поллюции. В период от начала закладки сесамовидной кости в I пястнофаланговои суставе до окончания синостозирования в I пястной кости наиболее быстро увеличивается длина тела: это так называемый пубертатный скачок роста, он длится 11/2-2 года.
В ИЭЭиХГ АМН СССР разработана рентгенологическая таблица костного возраста для здоровых детей и подростков средней полосы РСФСР . Учитывались длина и масса тела, окружность грудной клетки и половое развитие обследуемых. Были установлены «средние», «наиболее ранние» и «наиболее поздние» сроки появления точек окостенения и синостозирования в зависимости от возраста » пола детей.
При нарушениях полового развития динамика оссификаци» нарушается, что учитывается как в диагностике, так и при определении стадии полового развития. Вместе с тем степень опережения (или отставания) костного созревания — один из критериев целесообразности и перспективы медикаментозного лечения. Ускорение костного созревания отмечается при различных формах ППР, отставание — при гипогонадизме.
Пневмопельвиография представляет собой введение газа в полость малого таза с последующим рентгенологическим исследованием этой зоны и проводится при подозрении на патологические отклонения в состоянии внутренних половых органов. Данная процедура требует тщательной предварительной очистки кишечника и опорожнения мочевого пузыря. Для введения газа (обычно кислорода, реже двуокиси углерода) делают прокол брюшной стенки на 5-6 см ниже пупочного кольца. Детям младше 10 лет процедуру делают под наркозом.
Данный метод применяется в настоящее время для дифференциальной диагностики анорхизма и брюшного крипторхизма у мальчиков, при подозрении на синдром Шерешевского-Тернера, Штейна-Левенталя, опухоль яичников у девочек, а также при некоторых формах интерсексуализма.
Среди других рентгенологических исследований для дифференциальной диагностики нарушений полового развития можно упомянуть рентгенологическое исследование черепа в боковой проекции (в основном оценивается состояние турецкого седла). В отдельных случаях применяется пневморетроперитонеум — введение газа в забрюшинное пространство для рентгенологической визуализации надпочечников (при подозрении на адреногенитальный синдром, андростерому или другое заболевание надпочечникового генеза).
Генитография. Смысл исследования состоит в рентгенологической визуализации половых и мочевых путей. Генитография позволяет уточнить анатомическую аномалию мочеполовой системы. Контрастирование урогенитального синуса при некоторых формах интерсексуализма позволяет установить соотношения наружной части уретры и влагалищного отростка. Данный вид исследования имеет несомненное значение для планирования вмешательства и определения объема корригирующей (феминизация или маскулинизация наружных гениталий) пластической операции.
Как узнать свой психологический возраст
Так или иначе, если не все, то значительная часть в ваших руках. Если вам очень интересно, как узнать свой психологический возраст, можно использовать нехитрый прием. Все помнят уроки истории с нанесением на хронологическую черту, значимых дат?
Начертите на листе бумаги длинную горизонтальную линию. С левой стороны отметьте кружком значимые события прошлого (получение диплома, первая любовь, покраска волос, победа в спарринге). Чем более важные они – тем больше круг. А с правой стороны – события будущего, которые вы планируете (переезд, свадьба, покупка мебели, заведение щенка). Все, что выглядит для вас значимым.
Теперь нужно понять, какой из этих отрезков будет насыщеннее. Вы могли сделать их равными, это подходит молодому возрасту. Прошлое было, но еще многое предстоит. А вот если левый отрезок линии больше, а впереди буквально пару точек, стоит задуматься: вы находитесь в зрелом и старческом возрасте, или просто отчаялись, что дальше будет что-то хорошее? Ну и если правый отрезок очень длинный, это будет соответствовать более юному возрасту.
Исходя из той информации, которую я вам дала, соотнесите это со своим возрастным периодом. Подумайте, почему вы в нем оказались, нравится вам это или нет. Перестаньте бояться своего возраста!
Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
Тестирование на определение внутреннего возраста следует проходить, когда:
- Человек сомневается в выборе профессии. Выбирая будущую специализацию, выпускник часто сомневается и не может определиться с одной сферой деятельности. Это может быть связано с несоответствием внутреннего развития физическому. Раннее развитие предполагает, что человеку будет комфортно на ответственной серьезной работе, внутренний инфантилизм предупреждает о необходимости легкой профессии.
- Проблемы в интимной сфере. Если человек психологически незрел, даже мысли об интимной близости вызывают у него дискомфорт. Физический контакт кажется пугающим, потребность в близости отсутствует. Чтобы понять причину незрелости, вначале необходимо пройти тестирование, которое определит уровень внутреннего развития.
- Сложно разобраться в собственных эмоциональных реакциях. Часто человек сталкивается с ситуацией, когда чувства и эмоции проявляются неадекватно. Иногда причина этому — противоречие, вызванное возрастным несоответствием.
Если результаты теста вызывают сомнения и вопросы, следует обратиться к психологу. Его рекомендации помогут определить способы коррекции внутреннего состояния и дальнейший путь развития.
Чем отличаются периоды
В детстве такого понятия, как личность еще не существует. Маленький человек только изучает мир, живет только настоящим моментом, отличается исключительно эмоциональным реагированием. Причем реагирование это выборочно: только то, что касается его. Интересы других людей не берутся в учет.
Постепенно к школьному возрасту формируется понимание прошлого и будущего, целостная временная картина, появляются такие слова как «нужно», появляются первые цели и желания. Человек учится составлять реальное и идеальное. Основой для этого становится личностный опыт. Это уже не бездумное реагирование на все подряд, а появление осознанности, исходящей из прошлого.
Умение учиться на своих ошибках закладывается именно в этот период, я говорю не про сование пальцев в розетку, а более сложные конструкты. Люди, которые этого делать не научились, частично застряли в этом возрасте. Поэтому порой ко взрослым людям и используются определения «подростковая импульсивность», «танцы на граблях». Их нельзя назвать зрелыми.
Пубертатный период отличается тем, что идет посыл к становлению взрослым, хотя по факту человек экономически и эмоционально зависит от родителей. При соответствующих действиях, направленных на становление личности, психологический возраст может быть выше паспортного и биологического.
Юность и молодость характеризуется устремленностью в будущее, переосмыслении своей жизни, попытке себя максимально реализовать. Особую значимость имеет социальная реализация. Если не достигнуты поставленные цели, для каждого свои: получение образования, женитьба, работа или собственный дом, человек будет пытаться доработать этот период, став старше.
И, наконец, зрелость – важный психологический феномен. Она начинает формироваться в молодом возрасте, окончательно появляясь в зрелом. Разумеется, если люди полностью проходят все предыдущие этапы. Это связано с изменением возрастной перспективы, саморазвитием. Человек перестает жить только прошлым, будущим или настоящим. Он умеет совмещать их. По его собственным внутренним ощущениям, время может ускоряться или замедляться, ощущаться цельным или же разбитым на отрезки.
Ценность времени меняется, приходит осознание ограниченности длительности жизни. И тогда появляется бережливое отношение к нему. Наполненность ощущается, если пройденный отрезок времени был насыщен событиями, впечатлениями, новыми знаниями. Пустота и замедленность времени – если не происходило ничего особо значимого.
Если прошлое не воспринимается насыщенным, оно невелико по объему, будущее представляется более привлекательным. Это характерно для молодого возраста. И наоборот. Значимость и напыщенность прошлого в сочетании с ощущением непродолжительным будущим, относится уже к зрелому периоду жизни. И это вовсе не означает безрадостность жизни или отсутствие планов и желаний! Просто появляется иное ощущение реальности.
При опережении психологическим возрастом хронологического, имеется тенденция к преждевременному старению на биологическом уровне. И наоборот, отставание в нем дает возможность сохранить свою физиологическую молодость. Однако, все это субъективно и зависит от того, как вы реализуете свои цели, относитесь к радостям и поражениям, и многое другое.
Как в психологии рассматривают разницу физического и душевного развития?
Изучая, что включает в себя понятие «психологический возраст», психологи подчеркивают, для нормального развития личности необходимо гармоничное соответствие хронологического состояния внутреннему. Несоответствие вызывает трудности в адаптации:
- Внутренняя незрелость. Гарантирует высокий уровень жизненной энергии, нацеленность на будущее, дружелюбие и открытость.
- Соответствие. Гармоничное сочетание, позволяющее радоваться жизни, но не совершать опрометчивых поступков.
- Опережение развития. Это происходит, когда человек проходит через многие события и приобретает жизненный опыт.
Ситуацию с сильным рассинхроном развития можно исправить. Чтобы приблизить соответствие, следует:
- пройти консультирование у психотерапевта;
- стремиться к саморазвитию;
- избегать внешнего давления.
В любом возрасте главное — придерживаться оптимизма. На каждой стадии психологического развития можно полноценно наслаждаться жизнью.
2 Психологический возраст
Обретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, есть лишь момент развития, который должен смениться новым этапом, переходом в новое возрастное состояние, и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки. В этом плане жизнь в определенном возрасте есть одновременно и переживание, и изжитие этого возраста. При этом обретение определенной формы и выход за ее пределы может зиждиться не только на будущем, но и на прошлом. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст. Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.
Ф.Т.Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или, чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.) с объективными обстоятельствами и условиями содействия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия.
Е. И. Головаха и А. А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.
Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит, лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот, же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст – совершенно непонятно. Но в, то, же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому, как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого.
О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени
Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н.Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ – это юность; работа после ВУЗа – зрелые годы). Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей). Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.