Спорт для инвалидов
Содержание:
- 25 Специальное олимпийское движение цель, задачи и принципы, история возникновения и развития за рубежом и в России.
- Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- Отличительные черты адаптивного спорта
- Методики
- Спорт – необходимое условие для интеграции
- Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте
- Глава 22. Допинг-контроль и антидопинговое обеспечение адаптивного спорта
- Сурдлимпийское движение
- Список литературы
25 Специальное олимпийское движение цель, задачи и принципы, история возникновения и развития за рубежом и в России.
Основная задача
движения — распространение в России
принципов движения и привлечение как
можно большого числа инвалидов с
нарушенным интеллектом к занятиям
спортом по программе Special Olympics. Здесь
уверены, что регулярные занятия физической
культурой, участие в соревнованиях
помогают участникам приобретать навыки
труда и коллективных осознанных действий,
учат их выступать целенаправленно и
организованно. Это создает возможности
для постепенной адаптации к реальным
жизненным условиям и интеграции в
общество. Движение основывается на
принципах автономии и этичного управления.
Специальная
Олимпиада была основана сестрой Джона
Кеннеди Юнис Кеннеди Шрайвер в 1968 году
и к сегодняшнему дню объединяет более
3 млн человек из 160 стран мира. Летом 1963
года на участке за своим домом в штате
Мэриленд Юнис Кеннеди открыла дневной
лагерь для детей с нарушениями интеллекта,
чтобы оценить их способности к различным
видам спорта. Этот лагерь положил начало
движению, которое стало называться
Специальные Олимпийские игры, в рамках
которых сейчас функционируют более чем
200 программ в 150 странах мира. В настоящее
время движение охватывает почти 550 тысяч
участников в США, 500 тыс — в Китае.
Специальные Олимпийские игры — это
некоммерческое предприятие, которое
стало возможно благодаря помощи 700 тысяч
добровольцев во всем мире. Именно они
делают все, чтобы ни один из участников
этих международных соревнований не
остался без внимания.
Специальное
Олимпийское движение возникло 40 лет
назад по инициативе Юнис
Кеннеди Шрайвер, сестры президента
США Дж. Кеннеди. В 1957 году она возглавила
фонд имени её брата,Джозефа
Патрика Кеннеди-младшего. Фонд имеет
две основные цели: найти защиту от
умственной отсталости путем определения
ее причин и улучшить способы обращения
общества с гражданами, которые имеют
ограниченные интеллектуальные
возможности.
В феврале 1990 года
в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный
семинар для специалистов по физической
культуре, посвященный организации
спортивной работы с умственно отсталыми
людьми по программе «Спешиал Олимпикс».
На этом семинаре была создана общественная
организация «Всесоюзный комитет
Специальной Олимпиады», которая положила
начало развитию этого движения во всех
республиках бывшего Советского Союза.
В семинаре принимали
участие российские (А. А. Дмитриев,
В. М. Мозговой) и американские (д-р
Хиели и д-р Долан) ученые в области
физического воспитания лиц с умственной
отсталостью, работники министерств
образования, социального обеспечения,
здравоохранения, преподаватели
физвоспитания, дефектологи, а также
специалисты из международной организации
«Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе
с президентом этой организации г-ном
Сарджентом Шрайвером. Тогда российские
специалисты впервые познакомились с
программой «Спешиал Олимпикс».
Весной 1991 года в
Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен
всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс»,
в котором участвовали и известные в
прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева,
Александр Болошев, Алжан Жармухамедов,
Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова.
После этого были проведены летние
Всесоюзные Специальные Олимпийские
Игры; они проводились по 9 видам спорта
в городах России, Украины и Молдовы. В
них приняли участие спортсмены с
умственной отсталостью почти из всех
республик.
В сентябре 1999 года
Министерством юстиции РФ была впервые
зарегистрирована «Специальная Олимпиада
России» — единственная в нашей стране
организация, представляющая Россию в
SOI, в том числе на международных
соревнованиях.
«Специальная
Олимпиада России» организует всероссийские
соревнования по отдельным видам спорта
и олимпиады, комплектует и направляет
сборные команды на европейские и мировые
соревнования, организует общероссийские
семинары, обучает тренеров и судей,
выпускает методическую литературу.
Основная задача «Специальной Олимпиады
России» — распространение Специального
Олимпийского движения в стране и
вовлечение большего числа лиц с умственной
отсталостью к занятиям спортом по
программам «Специальной Олимпиады».
Для этого дирекция проделывает большую
работу по организации территориальных
отделений и региональных центров.
Список источников
- vuzlit.ru
- StudFiles.net
- otherreferats.allbest.ru
- logoped-ryazan.ru
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
- Теорию, методику физкультуры;
- Спортивную медицину;
- Двигательную рекреацию;
- Педиатрию;
- Спецпедагогику;
- Реабилитологию;
- Биомеханику;
- Психологию и психиатрию;
- Терапию;
- Анатомию;
- Физиологию;
- Тератологию.
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины
Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК
Отличительные черты адаптивного спорта
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сравнение их со способностями других людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Отличительные черты адаптивного спорта:
- 1. В качестве основной установки деятельности в адаптивном спорте выступает стремление к максимально возможному достижению, к рекорду (вначале — повышение собственных показателей и показателей сверстников учреждения, где обучаются занимающиеся адаптивным спортом (АС), затем установление рекорда региона, страны, континента, мира. Установка на рекордные достижения является главным отличием АС от других видов АФК.
- 2. Обязательность соревнований — процедура сопоставления достижений различных людей; публичной, строго регламентированной правилами.
- 3. Система классификации спортсменов, распределение их на классы для участия в соревновательной деятельности. Распределение осуществляется по направлениям: медицинскому, основанному на определении «остаточного» здоровья у спортсменов и спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в конкретном виде спорта.
- 4. Центральное место занимает учебно-тренировочная деятельность, без которой невозможны рекордные достижения. Данная деятельность должна предусматривать использование максимальных нагрузок, обеспечивающих рекордные спортивные успехи, обязательность углубленного медицинского и научно-методического обеспечения.
- 5. Занятия АС не являются обязательными для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. АС реализуется либо в системе учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, ШВСМ), либо — общественных организаций (федерации, клубы).
- 6. Занятия АС позволяют в значительно более короткие сроки по сравнению с традиционным образованием добиться реальной интеграции детей с отклонениями в развитии в социум, что способствует ускорению процесса модернизации специального образования и переводу его на новый качественный уровень.
Главная цель АС — максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых людей, но и с учетом их собственных усилий.
Основной целью участия российских спортсменов в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх является демонстрация убедительного примера лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, в первую очередь, детям, подросткам и молодежи. При этом эффективность примера много выше при условии успешных выступлений российских спортсменов.
Демонстрация достижений спортсменов является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании.
Основные задачи адаптивного спорта:
- — Овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального результата в своем виде спорта.
- — Формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере.
- — Освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных и других ценностей ФК.
- — Освоение характерных социальных ролей и функций (участие в работе федерации, клуба и др.)
- — Расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.
- — Повышение уровня качества жизни.
Одним из определяющих условий для успешного решения данных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на детей инвалидов и детей с устойчивыми ограниченными физическими возможностями, утверждение на федеральном уровне нормативно-правовых документов.
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Спорт – необходимое условие для интеграции
Опыт многих развитых стран неоднократно показывает, что спорт для инвалидов является одним из важных инструментов в системе реабилитации и дальнейшей адаптации в обществе. Для людей, имеющих различные виды нарушений здоровья, соответственно, и цели подобных занятий будут разительно отличаться.
Для кого-то это будет основная возможность расширить или улучшить качество своих функциональных способностей. В то время как для других – отличный шанс овладеть спортивным мастерством высокого класса, и что в последнее время нередко обсуждается в СМИ, пополнить паралимпийскую сборную страны.
Согласно разработанной государством программе «Развитие физической культуры и спорта», количество людей-инвалидов к 2020 году должно вырасти на 20%. Это довольно неплохие перспективы для России, особенно если учесть, что 2017 году данный показатель уже равнялся 14%, тогда как в 2012 году он едва доходил до 3,5%.
Из СМИ! Депутат Госдумы РФ, тринадцатикратная паралимпийская чемпионка Римма Баталова с полной уверенностью заявляет: «Сегодня в России каждый инвалид имеет возможность заниматься спортом!»
Кроме этого, в своем выступлении она же добавляла информацию о необходимости расширения учебных баз вузов путем открытия отделений, направленных на подготовку специалистов по адаптивной физкультуре. Благодаря таким нововведениям, у большого количества людей с ОВЗ появится шанс улучшить качество жизни и даже найти свое призвание.
Баталова не раз делала акцент на том, что во всех странах спортивные объекты проектируются с обязательным учетом потребностей людей-инвалидов. Постепенно Россия к этому тоже пришла, и все современные постройки подобного типа по закону должны быть благоустроены для спортивных занятий инвалидов.
Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте
Соревнование является функциональным и структурным ядром спорта, без которого он теряет свою сущность, смысл, специфику. Соревнование, которое реализуется в соревновательной деятельности, выполняет ряд функций, главными (первичными) из которых являются определение победителя и призеров состязаний, фиксация рекорда, выявление иерархии мест (ранга) участников состязаний.
Но соревнования в спорте — это не только определение победителей, но также социальная оценка спортивных результатов и достижений спортсменов, что находит свое отражение в моделях соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Глава 22. Допинг-контроль и антидопинговое обеспечение адаптивного спорта
Большая работа по приведению в соответствие всех атрибутов спорта здоровых и адаптивного спорта, уравнивание размеров материального поощрения олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев, получение одинаковой экипировки, увеличение доли централизованной подготовки, заработной платы спортсменов-инвалидов и др. значительно увеличили мотивацию выигрыша золотых, серебряных и бронзовых медалей на крупнейших международных соревнованиях, получение и сохранение статуса члена спортивной сборной команды Российской Федерации. К огромному сожалению, при недостатках в воспитательной работе со спортсменами-паралимпийцами и сурдлимпийцами возникают случаи нечестного соперничества, применения допинга и другие негативные явления.
Все это требует от тренеров усиления воспитательной работы со спортсменами, проведения с ними образовательных мероприятий.
Сурдлимпийское движение
Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.
История развития
Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).
Мировое признание
МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.
Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада)
Список литературы
1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. — М.: ФиС, 1990. — 208 с.
2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. — М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. — 179 с.
3. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.
4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. — Л.: ВИФК. — 133 с.
5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. — М.: ФОН, 1995. — 174 с.
7. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995. — 400 с.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
9. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. — М.: ФиС, 1983. — 128 с.
10. Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.
11. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. — М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. — 272 с. Т. II. — 292 с.
12. Современные технологии профилактики — перспективы медицинского бизнеса в России //Социальный выпуск журнала «Медицинские технологии», 1995, № 4. — 88 с.
13. Углов Ф.Г., Стрельцова Э.В. Пути развития клинической медицины в XXI веке. Газета «Земля русская». № 11-12 (45-46), 1997, с. 3.
14. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4.
15. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1984.
Приложение
1 Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья населения. Как отмечает Л.И. Лубышева (1995), в современной критической ситуации, сложившейся в социальной сфере, физическая культура может стать важнейшим фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни.
2 Признание огромной роли движения в лечении и вообще в жизни современного человека не находит своего подтверждения в государственных образовательных стандартах высшего медицинского образования. Так, из 7920 ч аудиторских занятий по специальности 040100 «Лечебное дело» на лечебную физическую культуру и врачебный контроль выделяется всего 51 ч (0,6%).
3 Интересно отметить, что некоторые авторы, говоря о здоровье, фактически сводят его к жизнеспособности. Так, например, по А.Г. Щедриной (1989, с. 6), «здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные стороны), равивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции».