Плавание как вид спорта. история и развитие плаванья как вида спорта

Синхронное плавание

Пожалуй, синхронное плавание как вид спорта является одной из самых красивых дисциплин. Обычно участвуют только женщины, но с недавнего времени подключились и мужчины. Главное в синхронном плавании — это слаженное выступление командой, сочетающее погружения под воду и выпрыгивания. При этом физическая нагрузка колоссальна. Необходимо проводить большое количество времени в тренировках, чтобы достичь высоких результатов. Российские спортсменки являются ведущими в этом виде спорта, на их подготовку равняются все соперницы.

Однако кроме стандартных технических и физических сложностей есть и особая: довольно трудно дышать во время выступления. Постоянные, а часто ещё и долгие погружения под воду требуют задержки дыхания на большое количество времени. Для того чтобы защитить лёгкие, спортсменки надевают на нос специальные зажимы.

Но откуда же берёт своё начало синхронное плавание как вид спорта?

Норманны идут в викинг

В раннем Средневековье в Скандинавии жил бесстрашный и сильный народ – норманны («северные люди»). В холодных гористых местах, где они обитали, невозможно было заниматься земледелием и разведением скота. Норманны вынуждены были заниматься «вольным промыслом» – ходить в набеги за военной добычей в ближние и дальние страны. Норманны селились на берегах фьордов – глубоко вдающихся в сушу заливов. Их боевой поход именовался викингом. Именно викингами прозвали норманнов в Европе.

В IX–XII вв. норманны держали в страхе Европу. Храбрые воины, бесстрашные мореходы, норманны на своих ладьях – драккарах («драконах») «отметились» на всём побережье Европы. Для того чтобы пересечь небольшие участки суши, норманны ставили свои драккары на колёса или тащили их волоком, подкладывая под киль брёвна.

Драккар

Норманны разорили многие города. Ежедневно жители Европы молили Господа об избавлении от злых норманнов. В 870 г. норманнские драккары достигли Исландии – «Ледяной земли». Этот далёкий северный остров был заселён кельтами, христианами – выходцами из Ирландии. Норманны начали с кельтами войну за обладание островом и вышли в ней победителями. На побережье Исландии были образованы поселения норманнов, а самое большое – Рейкьявик – стало столицей. В Рейкьявике с VIII в. стал собираться Большой Совет острова – альтинг: он считается самым старым парламентом Европы.

Столетие спустя, в 983 г., норманн Эрик Рауди (Рыжий) отплыл из Исландии на запад. Там он обнаружил огромную, покрытую густыми лесами землю, названную им Зелёной – Гренландией. Трудно поверить, что ныне покрытая ледниками Гренландия была некогда цветущей землёй. Норманны основали несколько поселений на её берегах.

В 1000 г. сын Эрика Рауди Лейф Эрикссон достиг берегов Северной Америки. Открытую им страну назвали Виннланд – «Виноградная»: на её побережье рос дикий виноград. В походах и путешествиях в распоряжении норманнских навигаторов имелся компас – лодстоун. Это был кусок магнитной руды. Для определения направления на север использовалась маленькая железная стрелка с отверстием посередине. Её намагничивали, проводя ею несколько раз по поверхности лодстоуна, затем в отверстие продевали соломинку и опускали стрелочку в воду. Плавая на поверхности, она разворачивалась и становилась в направлении «север – юг».

Норманны наладили прочные торговые связи с юго-восточными соседями, русскими княжествами. На Руси норманны покупали оружие (мечи, луки, наконечники для копий и стрел), а также щиты и доспехи. Многие пришельцы с Севера нанимались воинами в дружины русских князей. На Руси норманнских наёмников именовали варягами. Варягов ценили за боевые качества и дисциплину.

Пионеры путешествий

Река превратилась из препятствия в друга, источник воды и пищи. Именно вдоль рек возникали большие человеческие поселения, деревни и города. Особенно неплохим местом для поселения была так называемая «стрелка» – полоска суши возле места слияния двух рек: здесь вода давала и естественную защиту от нападения недругов. В тех местах, где весеннее половодье затапливало огромные площади, а уровень воды в реке поднимался на пару метров (например, в Амазонии), люди строили деревни на больших плотах.

Люди осознали ещё одну выгоду от соседства с рекой: по воде было легко путешествовать, куда проще, чем по земле. Ведь дорог тогда не строили, а по пустыне, лесной чащобе, джунглям, болотам, пешком далеко не уйдёшь. То ли дело – по реке: столкнул на воду бревно, уселся на него верхом, взял в руки шест – и плыви себе. Хочешь – на другой берег, выменять у соседей вкусного мёду на несколько волчьих шкур, а хочешь – вниз по реке, вдоль берегов, медленно, не затрачивая никаких усилий. Плавание по воде оказалось в древности самым простым и дешёвым способом путешествовать на большие расстояния.

К такому причалу швартуют лодки

Вскоре побережья больших рек на всех континентах (кроме, возможно, Антарктиды, хотя кто знает, какой климат был там в глубокой древности?) были заселены. Благодаря появившейся у людей новой возможности преодолевать большие расстояния по воде человечество обретало новые знания и умения. Различные племена, в том числе и живущие на разных концах материка, стали налаживать торговые связи.

Предпринимались попытки поспорить с морем или даже с океаном. Народы, населявшие, к примеру, крохотные коралловые островки – атоллы в Тихом океане, всю свою жизнь связывали с большой водой. Иначе им было попросту не выжить: на коралловом песке островков росли лишь пальмы, мякотью кокосового ореха сыт не будешь.

Тихоокеанские островитяне – полинезийцы, маори и другие народности, – возможно, гораздо раньше европейцев освоили премудрости кораблестроения, мореплавания, рыбной ловли, навигации (в переводе с латыни – «плыву на судне») по Солнцу и звёздам. Существуют многочисленные свидетельства того, что эти отважные люди ещё задолго до средиземноморских жителей пускались в дальние путешествия с атолла на атолл длительностью в несколько дней, без видимых ориентиров, определяя направление по небесным светилам.

Интересные факты

Оказывается, кроль зародился довольно давно. Изначально его использовали индейцы. А Европа познакомилась с ним в 1844 году, когда американцы разгромили английских пловцов. Побеждённые, но гордые спортсмены не пожелали использовать новый стиль, так как считали его «варварским» из-за большого количества брызг. История возникновения плавания как вида спорта, в частности, стилей, имела и такие странные моменты.

После австралийского кроля появился американский, благодаря доработкам. Именно последний сегодня является тем самым «вольным стилем». Начальная позиция в кроле — «навытяжку», пловцы повёрнуты лицом вниз, ноги распрямлены, руки вытянуты вверх.

Экипировка

Экипировка для плавания призвана обеспечить максимальный комфорт, а также снизить сопротивление воды. К плавательной экипировке относятся:

  • Плавательная шапочка — головной убор для плавания в воде, защищает волосы пловца от хлорированной воды. Плавательные шапочки бывают: латексные, силиконовые, тканевые и комбинированные.
  • Плавки или спортивный купальник — трусы для плавания из специального материала (полиамид с добавлением лайкры или смесь полиэстера с ПБТ).
  • Очки для плавания — аксессуар для спортивного плавания, который призван обеспечить нормальное зрение под водой, а также защищают глаза от хлорных испарений.

Плавание в Средние века[править | править код]

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание

человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX в. определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538).

Известно, что в 1603 г. по приказу императора в школах Японии в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592—1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632—1704). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, как он считал, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Он подчеркивал, что джентльмен должен преодолевать трудности на море, в бою, общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период французского Просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII в., сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 г. было 117 залов для игры в мяч, в 1780 г. их осталось 10, а в 1839 г. — всего 4. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период Средневековья, охватывающий около двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития как в странах Центральной, так и Западной Европы.

Бассейн

Плавательный бассейн — прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта. Для спортивного плавания размеры бассейна должны быть:

  • 50 метров в длину и 25 метров в ширину (для дорожек шириной 2,5 метра);
  • 50 метров в длину и 21 метров в ширину (для 10 дорожек шириной 2 метра);
  • 25 метров в длину и 16 метров в ширину (для 8 дорожек шириной 1,9 метра);
  • 25 метров в длину и 11 метров в ширину (для 6 дорожек шириной 1,75 метра);
  • 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину (для 5 дорожек шириной 1,6 метра).

Согласно правилам ФИНА, ванны должны быть 50 метров в длину и 25 метров в ширину. Бассейн должен быть разбит на 8 дорожек.

Полосы дорожек отделяются друг от друга разделительными гирляндами из поплавков диаметром 5—15 см. Первые и последние 5 метров каждой из них состоят из поплавков красного цвета. Остальное пространство заполнено поплавками зелёного цвета для 1 и 8 дорожек, синего цвета для 2, 3, 6 и 7 дорожек и жёлтого цвета для 4 и 5 дорожек.

Температура воды должна быть в пределах 25 — 29 градусов.

Плавание в Средние века[править | править код]

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание

человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX в. определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538).

Известно, что в 1603 г. по приказу императора в школах Японии в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592—1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632—1704). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, как он считал, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Он подчеркивал, что джентльмен должен преодолевать трудности на море, в бою, общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период французского Просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII в., сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 г. было 117 залов для игры в мяч, в 1780 г. их осталось 10, а в 1839 г. — всего 4. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период Средневековья, охватывающий около двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития как в странах Центральной, так и Западной Европы.

Кроль

Кроль — это стиль плавания на животе. При его использовании левая и правая части тела передвигаются попеременно. Руки совершают гребок вдоль оси по очереди, в то время как ноги поднимаются и опускаются. Сложная по сравнению с другими стилями техника. Лицо пловца должно находиться в воде и подниматься за её пределы только для совершения вдоха. Кроль по праву считается самым быстрым видом плавания. На соревнованиях существует понятие «вольный стиль», в котором спортсмены имеют право плыть так, как им хочется, но все выбирают именно кроль.

Благодаря тому, что голова опущена под воду, руки могут совершать большие гребки, и это положительно отображается на скорости. Если сравнивать кроль с плаванием на спине, то первый быстрее как раз поэтому. При сопоставлении с баттерфляем последний также проигрывает из-за того, что работают в основном руки, а корпус не помогает. Равномерное ускорение, возможное только в кроле, помогает спортсменам преодолевать большие расстояния на скорости, не уставая при этом.

Весло и парус

Параллельно с созданием новых типов судов появлялись и совершенствовались их движители – средства, приводящие судно в движение. Как мы уже знаем, самым первым движителем был длинный шест, которым лодочники и плотогоны отталкивались от дна на мелководье. Но что делать на глубокой воде? Оказалось, что от воды тоже можно отталкиваться тем же шестом. Вода достаточно плотная, её сопротивление, возникающее при обтекании шеста, толкало судно вперёд.

Лодочник с шестом

Для дополнительного увеличения силы сопротивления воды к концу шеста приделали дощечку – лопасть. Получилось весло – самый первый судовой движитель. Вёсла бывают однолопастные и двухлопастные. Последние знакомы тем людям, кто хоть раз в жизни видел байдарку. Поочерёдно загребая то правой, то левой лопастью, человек, плывущий на байдарке, держит свою лодку на курсе и легко управляет ею. С древнейших времён конструкция весла не претерпела значительных изменений.

Параллельно с использованием вёсел человечество с помощью паруса научилось использовать энергию ветра. Парус представляет собой полотнище, поднимаемое на вертикальном столбе – мачте. Ветер, наполняя парус, приводит в движение судно.

Наконец лодки получили парус

Первые паруса, скорее всего, изобрели народы, вся жизнь которых была связана с морем, – полинезийцы или жители островов Индийского океана. Эти паруса, в неизменности сохранившиеся до наших дней, представляют собой лёгкие плетёные из пальмового волокна циновки, натянутые на изогнутые бамбуковые рамки. Такой парус позволял «ловить» не только попутный, но и боковой ветер, под ним катамараны проа бежали по морю со скоростью автомобиля.

Самоуверенные европейцы, наивно полагавшие, что все полезные изобретения от начала времён были сделаны только в границах известного им мира – от Месопотамии до Португалии, – додумались до таких универсальных парусов лишь в Средние века. До этого на реках и морях Европы, севера Африки и Передней Азии царил так называемый прямой парус – прямоугольник из ткани или хорошо выделанных шкур, поднимавшийся на мачте с помощью поперечной перекладины – реи. Такой парус позволял ходить только при попутном ветре. А в безветрие, в боковой ветер (моряки называют его «бакштаг») или при встречном ветре команде приходилось браться за вёсла.

Лодка с обшивкой внахлёст и прямым парусом

Средиземноморские мореходы

Средиземноморье стало колыбелью современной европейской цивилизации. Народы, живущие на берегах Средиземного моря, получили возможность свободно торговать, перевозя по морю свои товары, а также обмениваться знаниями и, говоря современным языком, технологиями. Во все времена одними из самых передовых были технологии строительства средств транспорта. Так и средиземноморцы перенимали друг у друга опыт строительства лучших судов. Как известно, чем надёжнее судно, тем дальше на нём можно уйти от родных берегов, перевезти больше груза, успешнее противостоять стихиям. Так, в древние времена причудливо переплелись судьбы и интересы египтян, критян – минойцев, финикийцев и греков – эллинов.

Финикийские суда были прочны и долговечны

Народы, не имевшие хороших географических карт и компаса, использовали в качестве навигационных ориентиров небесные светила и сушу. В этом плане Средиземное море, окружённое со всех сторон сушей и изобилующее островами, представляло собой относительно простой для плавания водоём: главное не терять из виду сушу.

Древние египтяне выходили в море из дельты Нила, двигались вдоль берега вправо и достигали берегов Финикии. Жители этой земли дали миру судно с продольным силовым хребтом – килем и поперечными рёбрами – шпангоутами. По такой схеме строятся суда и в наши дни. Финикийские корабли славились прочностью и долговечностью, потому что строили их из отличного дерева – ливанского кедра. Из Финикии, следуя вдоль берегов Малой Азии мимо острова Кипр, можно было попасть на лежащий между Европой, Африкой и Азией остров Крит, где жили минойцы. Эти люди слыли отважными мореходами. За полторы тысячи лет до новой эры минойские суда, лёгкие и стремительные, ходили по всему Восточному Средиземноморью.

Греческий корабль

Минойцы торговали и воевали (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством… К северу от Крита лежали земли, населённые древними греками (эллинами). Сообщение между греческими городами (полисами), расположенными на европейском материке и на сотнях больших и малых островов, осуществлялось с помощью парусно-гребных кораблей.

Греки уподобляли корабль живому существу: на носу его рисовали огромные глаза, корму делали в форме рыбьего хвоста. При всех различиях кораблестроительных технологий у судов, которые строили древние народы Восточного Средиземноморья, есть много общего: при попутном ветре они приводились в движение прямым (прямоугольным) парусом, в безветрие – вёслами. Корпуса кораблей не разделялись водонепроницаемыми переборками: получив пробоину, такой корабль был обречён. Управлялись корабли посредством длинных рулевых вёсел.

Брасс

Как уже говорилось, именно брасс стал переходом от стиля «по-собачьи» и практически основой для всех остальных. Плавание как вид спорта не могло бы существовать без него. Зародился вид довольно давно: первое изображение людей, использующих стиль, похожий на брасс, было обнаружено в египетской «Пещере Пловцов». Живопись относится примерно к 9000 году до н. э. Также известный ассирийский рисунок изображает солдата, использующего этот способ, но изображение было создано в пределах 1292-1225 гг. до н. э. Датчанин Николя Винман в 1538 году одним из первых описал брасс в своей книге. Известный «лягушачий удар» ногами стал применяться только в XIX веке.

На различных соревнованиях в стиле брасс часто одерживали победу именно русские и советские спортсмены. В Олимпийские игры стиль был включён лишь в 1904 году, тогда заплыв состоялся на 402 м., участвовали только мужчины. Тогда плавание как олимпийский вид спорта начало своё развитие. Уже на следующих играх дистанция была уменьшена до 200 м. С 1924 года стали проходить состязания для женщин на эту же дистанцию. А в 1968 году спортсмены стали соревноваться на 100 м.

Судоходство в древности

Вся жизнь в Древнем Египте была связана с путешествиями по воде. Вся страна, все её города, многочисленные поселения, поля и пастбища располагались в долине одной из самых могучих рек мира – реки Нила. Эта река была для египтян не только источником пресной воды и пропитания, но и транспортной артерией, по которой перевозились многочисленные грузы и пассажиры. Древнеегипетские речные грузовые суда представляли собой низкобортные плоскодонные деревянные баржи.

Для увеличения прочности конструкции нос и корму такой баржи скрепляли прочным толстым канатом, проходящим над палубой на подпорках. Иначе хрупкое судно, лишённое киля, при неправильной загрузке могло просто переломиться пополам. Строили таких барж мало, так как дерево в Египте было очень дорого. Более доступным материалом был тростник, росший по берегам Нила в огромных количествах. Из тростника строили большие лодки, обладавшие неплохой грузоподъёмностью. На таких лодках возили из каменоломен в верховьях Нила камень для строительства городов и знаменитых гробниц фараонов в Гизу и стовратные Фивы. В движение грузовые суда приводились мускульной силой рабов, тянущих их за лямку вдоль берега. Иногда суда оснащали прямым парусом, поднимавшимся на сооружённой из двух пальмовых стволов единственной А-образной мачте, и вёслами.

Древнеегипетское судно. Макет

В XV в. до н. э. египтяне переняли от финикийцев навыки строительства прочных морских судов из дерева. Великая египетская царица Хатшепсут направила в южные моря экспедицию из таких кораблей «за иноземными пряностями, тканями и драгоценными благовониями». Экспедиция вышла из Красного моря в Индийский океан и побывала в загадочной стране Пунт (местонахождение этой страны точно не установлено, скорее всего, это побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали).

Неизвестно, торговали ли египтяне с пунтийцами или предпочли воспользоваться правом сильного, но экспедиция благополучно вернулась домой с богатыми дарами для своей царицы. Пожалуй, плавание египтян в Пунт является самой первой из известных в обозримой истории заморских экспедиций.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, для перевозки грузов по рекам использовались неуклюжие лодки круглой формы, называемые куффами. Куффа представляла собой плетёную из прутьев громадную корзину, обмазанную смолой. Плавать на куффе было неудобно – она была неустойчивой, да к тому же пропускала воду. Однако куффа оставила след в кораблестроении. Такой тип судов до сих пор в ходу у жителей бассейна рек Тигра и Евфрата.

Лодка куффа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector