Этапы спортивного отбора
Содержание:
Двигательные способности
В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».
Двигательные способности — это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.
К двигательным способностям относят:
- силовые
- скоростные
- скоростно-силовые
- двигательно-координационные способности
- общую и специфическую выносливость.
Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Спортивная ориентация и отбор в спорте (этапы отбора, критерии отбора)
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Задачи спортивной ориентации: — выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности; — отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта. Способности — это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенно’ деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа:На первом этапе отбора — массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации — рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации На третьем этапе от бора — поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования.На четвертом этапе отбора — просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:1)спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);2)степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;3)степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.
О физиологии.
Конечно, нужно сказать и о физиологических различиях спортсменов, а точнее, изначально большем физическом развитии за счет генетических факторов. Так, спортсмена всегда отличают определенные паттерны физиологии и анатомии. К примеру, люди, которые могут выполнять жим лежа с запредельным весом, отличаются достаточно короткими руками и широкой грудной клеткой. Спринтеров отличают короткий торс и длинные ноги при относительно среднем росте. И так в каждом отдельном виде спорта есть определенные критерии телосложения.
Что касается физиологии, тут также есть различия, например, в объеме легких, состоянии сердечно-сосудистой системы, типе нервной системы и так далее. В свою очередь, все эти критерии также применимы к обычному человеку для выбора того или иного вида любительского спорта или физической культуры. Но у профессиональных спортсменов организм максимально заточен под тот или иной вид спортивной деятельности, включая длину костей, место прикрепления мышц, тип нервной системы, состояние ССС, количество и тип мышечных волокон, способность ЖКТ переваривать большой объем пищи и усваивать его и еще тысячи разных параметров должны сойтись, чтобы вы стали профессиональным спортсменом, именно поэтому их так немного.
Об удаче.
Казалось бы, при чем здесь удача? На самом деле, как ни странно, фактор удачи или стечения обстоятельств также немаловажен. Так много людей считают себя обычными, а на самом деле обладают незаурядными физическими способностями, хотя сами об этом не знают по причине того, что просто не пробовали, выбрали не тот вид спорта или просто у них другие жизненные приоритеты.
Есть у меня реальный пример из жизни. Я, занимаясь бегом уже пятый год, бежал 100 метров за 10.5 секунд и как-то ради смеха позвал знакомого пробежаться со мной. Так все эти 100 метров он бежал рядом и только на финише немного отстал, время у него было 10.8, при этом он никогда не занимался никаким видом спорта и, как сам говорил, не очень любил физкультуру в школе. На вопрос: “Почему не занимаешься?”, он отвечал в стиле: “Да зачем мне этот спорт, мне это неинтересно”. Вот так, несмотря на свой талант, которому я был бы просто счастлив, люди не замечают его или попросту не могут им воспользоваться в силу каких-то своих убеждений.
Двигательно-координационные способности
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:
- Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
- Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
- Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.
- Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы.
- Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
- способности человека к точному анализу движений;
- деятельности анализаторов и особенно двигательного;
- сложности двигательного задания;
- уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
- смелости и решительности;
- возраста;
- общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений.
Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Психологические свойства и физиологические особенности нервной системы
З. И. Бирюкова, изучавшая зависимость психологических свойств спортсменов от физиологических особенностей их нервной системы, так же как и другие авторы, указывает, что лица, принадлежащие к сильным типам нервной системы, добиваются больших успехов в спортивных занятиях, чем лица со слабой нервной системой, что «достижение рекордных результатов в возможно более короткий срок будет более реальным для тех лиц, у которых достаточно высоки именно те природные свойства нервных процессов, которые в первую очередь обеспечивают выполнение определенного вида мышечной деятельности спортсмена» (Бирюкова, 1961, с. 254).
Имеется целый ряд работ, авторы которых не ставили своей целью специальное изучение влияния типа нервной системы или типа темперамента на особенности деятельности спортсменов, но индивидуальные различия при оценке полученных ими показателей деятельности в спорте выступают настолько отчетливо, что авторы вынуждены делать заключение о положительном влиянии на разнообразные стороны спортивной деятельности таких типологических особенностей нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов или связанных с ними свойств темперамента. Например, В. В. Васильева, исследуя стартовые состояния спортсменов, пришла к заключению, что уровень и характер стартовых реакций зависит от типа нервной системы и что тип нервной системы надо рассматривать как биологическую основу, на которой создается тот или иной характер стартовой реакции (Васильева, 1953).
На зависимость характера предстартовых реакций, динамики возникновения и протекания различных эмоций в спорте от свойств типа нервной системы указывает О. А. Черникова, Ю. Ю. Палайма, изучавший развитие инициативности, самостоятельности, решительности у баскетболистов, нашел, что проявление этих качеств связано с силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов.
Как видим, в ряде работ показана зависимость успеха в деятельности спортсменов высокого класса от ряда свойств типа нервной системы и темперамента, прежде всего от силы нервной системы и тех ее проявлений, которые определяют высокую работоспособность и сопротивление стрессу, выражающееся в отсутствии снижения уровня достижений в состоянии нервно-психического напряжения. В свете этих фактов можно было бы говорить о том, что свойства темперамента являются общими способностями к спортивной деятельности, если при этом иметь в виду наиболее высокий уровень достижений. Убедительным доказательством этого, разумеется, были бы специальные типологические обследования современных мировых и олимпийских чемпионов. Но, к сожалению, мы такими данными в должной мере сегодня не располагаем.
Это утверждение, однако, приобретает иной смысл, когда оно распространяется на массовый и юношеский спорт. Так, Н. Д. Синани, изучавший особенности деятельности спортсменов-велосипедистов в связи с типологическими особенностями их нервной системы и определивший тип нервной системы более чем у 90 спортсменов (не только мастеров спорта, но и новичков), не обнаружил среди них лиц со слабой нервной системой. М. Г. Амилахвари при изучении темперамента у 39 спортсменов различных специальностей не обнаружила среди них представителей меланхолического темперамента (Амилахвари, 1965).
В исследованиях других авторов процент лиц со слабой нервной системой к общему числу испытуемых спортсменов настолько мал, что они отказываются от рассмотрения и анализа этих фактов, считая их, очевидно, спортивной аномалией. Нет ничего удивительного в том, что, анализируя экспериментальные факты подобным образом, значительное количество исследователей приходит к убеждению, что сама жизнь отбирает в спортсмены людей сильных типов нервной системы.
Это утверждение вызывает большие сомнения, потому что противоречит данным о возможности компенсации ряда типологических свойств и фактам приспособления темперамента к требованиям деятельности (В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин и др.).
Быстрота движений
Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление — скорость двигательных актов — всегда обусловлено не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и т. д.). Тем не менее задачи по воспитанию быстроты движений было бы неверно полностью отождествлять с задачами воспитания всех этих способностей. Хотя фактически они решаются в единстве, в них есть и своя специфика.
Воспитывая быстроту движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движений (помимо других факторов, влияющих на нее). Именно в этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений.
Данные задачи приобретают различное конкретное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в избранном виде спорта. Так, в скоростно-силовых видах спорта ациклического характера быстрота, как известно, проявляется преимущественно в скорости; отдельных двигательных актов (рывка, толчка, броска снаряда, отталкивания в прыжке и т. д.), задачи воспитания быстроты движений в большой мере здесь совпадают с задачами воспитания скоростно-силовых способностей.
В видах спорта, достижения в которых не находятся в прямой зависимости от предельных проявлений быстроты, ее развитие обеспечивают постольку, поскольку это нужно в качестве предпосылки спортивного совершенствования.
Литература
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
- Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
- Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
- Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
- Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
- Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
- Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
- Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.
См. Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов
www.fizkulturaisport.ru 2011
Черты характера
В советской психологии обычно выделяют определенные наборы свойств характера, выражающие основные категории отношений спортсмена к окружающему миру. В эти наборы включают черты характера, выражающие отношение к труду, к самому себе, к коллективу и отдельным людям.
Отношение к труду выражается прежде всего в таких чертах характера, как трудолюбие, добросовестность, аккуратность. Трудолюбие в спорте имеет огромное значение. Серьезные занятия спортом воспитывают в спортсмене трудолюбие. Все выдающиеся достижения достигнуты большим беззаветным трудом.
Отношение к самому себе проявляется в таких чертах характера, как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, честолюбие и других. Например, характерной чертой многих выдающихся парашютистов является скромность. Они не любят громких фраз, не стремятся демонстрировать свои достоинства, а критически относятся к своим достижениям, сохраняя при этом личное достоинство и уверенность в себе. Именно такими людьми являются двукратный абсолютный чемпион мира Николай Ушмаев, чемпионы мира Григорий Сурабко и Игорь Терло и многие наши заслуженные мастера.
Отношение к коллективу и другим людям проявляется через общение. Именно в общении проявляются такие черты характера, как общительность или замкнутость, честность или хитрость, доверчивость или подозрительность, покладистость или неуживчивость и т. п.
При первом, поверхностном знакомстве с другим человеком нам бросаются в глаза лишь некоторые черты, и прежде всего — общительность. С нее и начнем анализ черт характера парашютистов.
Среди моих товарищей по спорту — парашютистов встречаются разные люди: одни малоразговорчивы и необщительны, другие, наоборот, любят поговорить, пошутить, пообщаться друг с другом. Парашютистов с крайне выраженными полюсами этого качества не так уж много — они, скорее, исключение из общего правила. В целом же общительность парашютистов не отличается от выраженности этого качества у спортсменов тяжелой атлетики, борьбы, бокса и других индивидуальных видов спорта. В то же время спортсмены даже индивидуальных видов спорта более общительны, чем молодежь, не занимающаяся спортом. Значит ли это, что вообще занятия спортом развивают общительность у молодежи или в спорте остаются лишь люди очень общительные? Точно ответить трудно.
Формирование черт характера — процесс сложный и противоречивый, зависящий от многих условий. В каждом виде спорта он протекает по-своему.
-
Назад
-
Вперёд