Секции легкой атлетики в москве

Преимущество легкой атлетики для детей

Можно отдать в футбольную или хоккейную секцию. Но шансы стать звездой невелики: только единицы игроков в будущем будут получать солидные гонорары. Если вы очень хотите, чтобы ребенок был здоровым и крепким, а в дальнейшем смог бы зарабатывать приличные деньги, тогда стоит приглядеться к легкой атлетике. Ею можно заняться и для собственного здоровья, и с прицелом на соревнования.

Для школьников под легкой атлетикой обычно подразумевается бег. С ранних лет необходимо заложить основу в физической подготовке и тактике. Но чтобы все это осуществить, необходимо найти хорошего тренера, который должен обучить правильно распределять силы и видеть соперников насквозь.

Уже с малого возраста (5-6) юный спортсмен должен выбирает специализацию – спринтерская или стайерская (длинная) дистанция, потому эти две разновидности тренируются по-разному

Немаловажно найти ребенку такого тренера, который ему подходит. Ведь частая смена наставников ни к чему хорошему не приводит

Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В 4 КЛАССЕ (МЕТАНИЯ)

Продолжение статьи про уроки лёгкой атлетики в 4 классе. Если в первой статье шла речь о беге, то теперь переходим к прыжкам и метаниям.

Я не использую прыжки в длину на уроках. На разумном удалении от школы просто невозможно найти место для прыжковой ямы. Раньше прыгал в школьном коридоре на гимнастические маты (не на уроках, правда), но после смены полового покрытия, намёков на то, что я мешаю учебному процессу, прекратил (да и безопасность немного прихрамывала).

Прыжки в высоту тоже не в особой чести. Причина банальна — та же нехватка места. Попробуйте продемонстрировать нормальный результат в «перешагивании», если для разбега у тебя всего 3-4 м. Поэтому уделяю прыжкам только 2-3 урока в 3-й четверти, причём в 4 классе совершенно не использую прыжок на результат. Это прерогатива более старших учеников.

Для повышения моторной плотности часто использую прыжки через резинку, натянутую через спортзал. Высота небольшая, разбег небольшой, приземляемся на пол (у меня достаточно пружинящий спортивный линолеум).

Я вообще прыжки через планку недолюбливаю на уроках (именно на уроках!). Слишком много случайностей может произойти, которые приведут к травмам. Когда прыгаем со стойками, использую эластичный шнур с утяжелителями на концах.

Хочу, кстати, предостеречь своих коллег, которые недостаточно опытны: не используйте для приземления гимнастические маты, просто положенные на пол. Их необходимо или жёстко скрепить между собой (использую те же эластичные шнуры), или использовать сплошной чехол поверх матов. В крайнем случае, располагаем маты «внахлёст», предусмотрев что-то, что мешает им соскользнуть. В противном случае, травм будет много.

Переходим к метаниям.

Я не ограничиваюсь банальным метанием мяча на дальность. Использую и толкание ядра, и метание копья. Подробности чуть ниже.

С метанием мяча работаю в основном в 1-й четверти

Основное внимание в 4 классе финальному усилию. Разбег использую короткий: 3-5 шагов

Главное условие — это отведение плеч назад на двух последних шагах и разворот корпуса в последнем шаге.

Часто использую упражнения без мяча (имитации). С мячами работаю не с теннисными (их больше приходится собирать после броска, чем работать), а с самодельными из ткани с наполнителем (лучше та же ткань, с добавлением ваты и небольшого количества резины).

В 4 четверти метанию мяча уделяю меньше внимания. Фактически только объединяем разбег и финальное усилие в единое целое

А основное внимание уделяю метаниям спортивным

Так как основы техники метания освоены, то можно начать работать с дротиком — аналогом метательного копья. Если копьё для юных копьеметателей имеет длину 192 см и вес 400 г, то дротик поменьше по габаритам (150-180 см и 300-350 г). Делаю их сам из двух списанных лыжных палок, одна из которых металлическая. Вместо обмотки использую электропроводку с изоляцией, которую обматываю прорезиненной тканью или изолентой. Главное выдержать баланс — центр тяжести находится на начале обмотки. Для выравнивания баланса использую тот же электрошнур.

При работе обратите внимание на технику безопасности: исключить любые движения снарядом навстречу друг другу, сбор снарядов строго по команде. Начинаю работать над толканием ядра с места

У меня имеется несколько ядер весом 2 и 2,5 кг, которые вполне подходят для занятий детей 10-11 лет. Это самоделки, которые изготавливал знакомый токарь

Начинаю работать над толканием ядра с места. У меня имеется несколько ядер весом 2 и 2,5 кг, которые вполне подходят для занятий детей 10-11 лет. Это самоделки, которые изготавливал знакомый токарь.

Ядра доверяю пока не всем. Критерии: техническая подготовленность в метании и строгое соблюдение техники безопасности.

Меры безопасности и профилактика травматизма при проведении занятий и соревнований[править | править код]

При проведении занятий необходимо соблюдать следующие правила:

  • во время занятий прыжками следить, чтобы было достаточно жесткое место отталкивания, исключающее скольжение ноги в момент толчка;
  • место приземления должно быть хорошо подготовлено: яма для прыжков в длину достаточно глубоко вскопана и выровнена, в ней должно быть достаточное количество песка;
  • в прыжках в высоту поролоновые маты должны быть плотно и ровно уложены;
  • при выполнении всех видов прыжков не допускается нахождение посторонних предметов в местах приземления;
  • следует четко соблюдать очередность попыток, а после нескольких попыток необходимо рыхлить песок в яме или выравнивать маты.

С чего начинается тренировка

Как и любая тренировка, занятие легкой атлетикой начинается с разминки. Именно разминка является базовым элементом любой тренировки, ведь она подготавливает тело к физической нагрузке. Отсутствие разминки и разогрева может привести к серьезным травмам, которые надолго могут вывести спортсмена из строя.

На первых занятиях разминка проходит под руководством тренера, но позже каждый юный спортсмен должен разминаться самостоятельно, еще до начала тренировки.

Разминка состоит из двух важных этапов, а именно:

Разогрев. Разогрев мышц достигается легкой пробежкой с небольшим ускорением

На этом этапе важно не перегрузить мышцы, чтобы после тренировки не испытывать боли и неприятные ощущения;
Растяжка. Для растяжки спортсмены используют специальные упражнения, такие как выпады, наклоны, повороты и тд

Растяжка помогает избегать перегрузки мышц при тренировке, а также различных травм, таких как растяжение или разрыв связок.

Если один из этих этапов не выполняется, у ребенка серьезно возрастает риск спортивной травмы. Ранние травмы, в самом начале спортивной карьеры могут напрочь отбить желание заниматься спортом. Именно поэтому если ребенок опаздывает на тренировку и родители понимают, что он уже не сможет сделать со всеми разминку, лучше отложить занятие до следующего раза.

Классификация

Всего выделяется 5 основных дисциплин:

  1. Бег.
  2. Ходьба.
  3. Многоборья.
  4. Метание.
  5. Прыжки.

Существуют различные способы классификации дисциплин легкой атлетики. Сделать это можно по нескольким параметрам:

  • возраст и пол спортсменов;
  • место проведения тренировок и соревнований;
  • группы видов легкой атлетики.

Классификация по признаку возраста и пола определяет мужские и женские виды спорта. Ими занимаются подростки, юноши и более зрелые люди. Для женщин отведено 64 дисциплины. 50 из них проводятся на свежем воздухе, а остальные 14 предполагают занятия в помещении. Для мужчин эти числа равны 56 и 15 дисциплин соответственно.

В зависимости от места проведения тренировки могут проходить в спортивном зале или на открытом стадионе, шоссе, проселочной дороге, пересеченной местности, манеже или в парке.

В зависимости от структуры виды легкой атлетики делятся на циклические, ациклические и смешанные. По принципу преобладающих физических качеств спортсмена дисциплины делятся на:

  • силовые;
  • скоростные;
  • скоростно-силовые;
  • скоростной выносливости;
  • специальной выносливости.

Легкую атлетику подразделяют на классическую и неклассическую. К первой категории относятся направления, включенные в программу Олимпийских игр. Ко второй — все остальные. Классическая атлетика включает в себя 23 женские и 24 мужских дисциплины.

Гладкий спринт

К этому виду спринта относятся дистанции 50, 60, 100, 200 и 400 м, включаемые в программу крупных соревнований. Крупные турниры проходят на аренах, имеющих восемь беговых дорожек. Столько же и спортсменов принимает участие в забеге

Перед началом забега судья произносит команды спортсменам: «На старт», «внимание» и выстрел вверх из сигнального револьвера, после которого спортсмены и начинают гонку. В случае преждевременного старта, гонку останавливают, а спортсмену,  допустившему эту провинность, засчитывают фальстарт и выносят предупреждение

 За два предупреждения бегуна дисквалифицируют.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического  развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

легкая атлетика 1 класс

Школьники в первом классе должны уметь:

  • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
  • Бегать равномерно без остановки 10 минут
  • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
  • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
  • Метать предметы в цель правой рукой

Легкая атлетика 2 класс – 16 часов

легкая атлетика 2 класс

Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

Легкая атлетика 3 класс – 12 часов

легкая атлетика 3 класс

В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.

урок з легкой атлетике

4 класс урок легкая атлетика  подытоживает полученные в начальных классах умения.

легкая атлетика 4 класс

Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого  старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.

4 класс урок легкая атлетика

Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.

5-9 класс – 11 часов

В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

Основы воспитательного процесса

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот  фактор является решающим в выборе направления деятельности любого  человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности,   гармоничное развитие ребенка  и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного  курса необходимо опираться на основополагающие принципы  естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного  освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического  развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического  развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

«БЕГ ЗА МЯЧОМ»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесь­мой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в бе­ге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами распола­гаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«ЗАЙЦЫ И КРОЛИКИ»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», кото­рые строятся через одного (вперемежку) в ко­лонну по продольной оси зала лицом к учите­лю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные пред­меты (кубики, мячи, кегли), которых по количе­ству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набрав­шая большее число очков.

«БЕГ ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находя­щихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В

По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, прини­мают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п

По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов коман­ды А старается догнать бегущего впереди сопер­ника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного иг­рока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«ВСТРЕЧНЫЙ БЕГ»

(рис. 4). Две команды, при­нимающие участие в этой игре, строятся в ко­лонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«СКОРОСТНАЯ ЭСТАФЕТА»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в ко­лонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обог­нув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

4-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба с различными движениями рук
(прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт
движениям ног; с одноименными/разноименными
движениями ног и рук, с вращательными движениями
одновременно обеих рук вперед или назад либо с
одновременным вращением одной руки вперед,
другой – назад и т.д.). Ходьба приставными,
перекрестными шагами по предметам (набивным
мячам, кубам), расположенным относительно друг
друга равномерно или неравномерно по
прямой/ломаной линии в соответствии с
определенным рисунком (комбинацией).

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный
дозированный бег на дистанции 500–3000 м
(равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на
уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт,
стартовое ускорение. Финиширование (набегание).
Стартовое ускорение с места и с предварительного
движения.

Повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся
или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на
развитие скоростной выносливости (на дистанцию
100–300 м).

Прыжки

Прыжки толчком двух ног и с
приземлением на две ноги (на резиновых ковриках)
по ориентирам в комбинациях (длина прыжков –
50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м
классе; перепрыгивание через скамейку толчком
двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°,
прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку)
с доставанием маховой ногой ориентира
(подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки
способом «перешагивание» (скамейка спереди) с
доставанием рукой ориентира.

Прыжки через легкоатлетические
барьеры в беге; прыжки на двух ногах с
подтягиванием коленей к груди в продвижении
вперед. Выполнение прыжков в длину на
определенном отрезке («покрыть» расстояние
наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки
напрыгиванием и отталкиванием от
гимнастического мостика через козла способом
«ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение
на колени в упор присев. Прыжки в длину способом
«согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в
режиме «партнерства»: одновременное синхронное
выполнение подскоков, прыжков с места с
продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме
«соперничества»: выполнение прыжковых
упражнений в форме игровых заданий друг другу на
точность исполнения (по способу выполнения
прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на
равновесие в удержании позы при приземлении, по
комбинации прыжков и т.д.).

Броски и метание

Броски набивных мячей в высоком темпе
из разных и.п. и различными способами (в серии –
не менее 5 бросков).

Метание малого мяча из-за головы в
заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5
серий по 10 бросков с чередованием отрезков
метания мяча).

Подвижные игры и задания

Игры: «Пятнашки в парах (тройках)»,
«Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!»,
«Захвати знамя!» и др.

Игры с бросками мяча: «Не давай мяч
водящему!» (участники, стоя в кругу,
перебрасывают друг другу мяч любым способом в
произвольном порядке; водящий в центре круга
старается перехватить передачу мяча).

Игры с использованием бега (командные):
«Захвати знамя!» (на площадке для двух команд
размечаются ее половины. Одна половина площадки
для команды – «своя», а другая – «чужая».
Количество играющих напрямую зависит от
размеров самой площадки. На дальней границе
«чужой» половины площадки стоит знамя, которое
участники другой команды должны захватить и
перенести на «свою» половину так, чтобы соперник
на «чужой» половине не смог задеть его рукой.
Каждая удачная попытка перенести знамя
соперника на «свою» половину приносит зачетное
очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)»
(простые «Пятнашки», но с использованием уже
командной тактики действий водящих в парах и
тройках, требующие умения предварительно
договариваться и предельно четко согласовывать
свои действия в быстро меняющихся игровых
ситуациях).

Игровые задания: «Подвижная цель»
(броски малого мяча в передвигающиеся объекты.
Ими могут быть мячи, которые перекатываются в
разных направлениях и на разном расстоянии от
бросающего мяч: например, мячи перекатываются
навстречу бросающему игроку или от него, а также
в других направлениях на некотором расстоянии от
бросающего), а также другие объекты, в том числе и
сами ученики – участники игры, которые,
используя беговые и прыжковые упражнения,
стремятся увернуться от мяча).

Более подробное описание игр дано в
брошюре «Освоение сложноорганизованного
пространства».

Владимир ВЫСОЦКИЙ,
г. Красноярск
Фото Л. Ларионовой

История ИААФ

Международная любительская федерация легкой атлетики была основана в 1912 году (в 1999 году переименована в Международную ассоциацию легкоатлетических федераций — ИААФ), первый чемпионат Европы проведен в 1934 году, а чемпионат мира – в 1983 году.

Чемпионаты мира на открытых стадионах проходят раз в двухлетие по нечетным годам, чемпионаты мира в помещении (первый – в 1985-м) – по четным. Первенства Европы на открытых стадионах проводятся раз в четырехлетие, в помещении (впервые – в 1966-м) – раз в два года. Цикл командного Кубка мира также составляет 4 года. Самыми значимыми коммерческими соревнованиями являются «Гран-при» ИААФ и этапы «Золотой лиги».

Легкая атлетика – один из самых консервативных видов спорта, программа мужских дисциплин на Олимпийских играх не менялась с 1956 года.

Наибольшее количество медалей на Олимпийских играх завоевали спортсмены США – более 700. На втором месте легкоатлеты СССР-России – более 250 наград, на третьей строчке представители Великобритании – менее 200 медалей. Самые титулованные легкоатлеты планеты – американец Карл Льюис и финн Пааво Нурми, на счету которых по 9 побед на Олимпиадах. Среди советских спортсменов выдающихся достижений добивались трехкратные олимпийские чемпионы Татьяна Казанкина, Тамара Пресс, Виктор Санеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector